Вчера стало известно, что на общем собрании акционеров АвтоВАЗа 22 декабря половину мест в совете директоров автозавода займут госчиновники. Возглавит совет заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков, работавший в 1997 году в управлении делами президента России под руководством Владимира Путина. Таким образом, государство начинает возвращать контроль над крупнейшим отечественным автопроизводителем.
Вчера "Коммерсанту" стали известны номинанты в совет. Из списка кандидатов следует, что места в совете сохранят лишь три нынешних его члена: председатель производственного совета АвтоВАЗа Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин и представитель миноритарных акционеров, глава AG Capital Альберт Гавриков. Шесть мест из двенадцати в совете займут представители госструктур, кандидатуры которых были предложены нынешними акционерами завода. В частности, "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA) предложил внести в список главу Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина, Владимира Артякова и главу департамента "Рособоронэкспорта" Игоря Есиповского. Источники утверждают, что господин Артяков станет председателем совета.
Внешторгбанк (ВТБ) введет в совет директоров АвтоВАЗа трех членов, среди которых старший вице-президент банка Василий Титов и вице-президент ВТБ Валерий Лукьяненко. В качестве представителя государства можно рассматривать и сотрудника кафедры многоцелевых гусеничных машин МГТУ имени Баумана, имя которого выяснить не удалось. Также в совет директоров войдет Владимир Кучай, вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию, и заместитель гендиректора AVVA Дмитрий Разоренов.
Как заявили в "Рособоронэкспорте", АвтоВАЗ сам предложил ввести представителей этого ведомства в совет директоров автозавода. "Государство усиливает контроль над машиностроительной отраслью, поэтому вхождение наших представителей в совет директоров АвтоВАЗа выглядит оправданным",– пояснил газете "Коммерсант" топ-менеджер "Рособоронэкспорта". На АвтоВАЗе, в ВТБ и AG Capital комментировать итоги вчерашнего совета директоров отказались. Не стал обсуждать свое выдвижение и господин Алешин, хотя в беседе не опроверг своего выдвижения.
Учитывая особенности структуры акционерного капитала АвтоВАЗа, можно с уверенностью говорить, что им, по сути, владеет тот, кто управляет, поскольку контрольный пакет автозавода принадлежит его же дочерним структурам. Таким образом, смена совета директоров предприятия, скорее всего – лишь первый шаг к полной смене топ-менеджмента. Ранее участники рынка прогнозировали, что управление автозаводом перейдет к самарской группе СОК (обеспечивает до 50% поставок компонентов на конвейер АвтоВАЗа, контролирует сбыт его готовой продукции и вторичный рынок запчастей) и она постарается укрепить свои позиции. Но судя по составу совета директоров, который будет утвержден 22 декабря на внеочередном собрании, АвтоВАЗом решило вплотную заняться государство.
На рынке по-прежнему весьма популярной является версия о том, что акции АвтоВАЗа, принадлежащие AVVA и АФК, может выкупить по рыночной цене государство в лице одного из госбанков. Так, недавно один из топ-менеджеров Внешторгбанка рассказывал, что под подобную сделку уже зарезервированы средства в размере до 1 миллиарда долларов.
Пока же о серьезности происходящего вокруг автозавода свидетельствуют и другие события. На днях в Тольятти прибыла группа сотрудников МВД РФ, ФСБ и Генпрокуратуры, сообщил "Коммерсанту" источник в УВД Тольятти. Он уверяет, что визит силовиков "непосредственно связан с готовящейся передачей власти на автозаводе".
|