17-18 августа в Самаре в выставочном комплексе "Экспо-Волга" прошел областной Образовательный форум. По словам организаторов, он прошел довольно продуктивно. Были рассмотрены важные для областной системы образования задачи, подведены итоги работы отрасли за прошлый год.
В его работе приняли участие губернатор Константин Титов, заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов, представители двенадцати регионов – министры образования республик Чувашии, Марий Эл, Пензенской области, главы департаментов образования Оренбургской, Ульяновской областей и Республики Башкортостан, заместители министров Нижегородской области, Татарстана, Мордовии и другие.
Из Тольятти на форум приехали мэр города Николай Уткин, сотрудники Департамента образования, директора школ.
Для нашей области стали уже привычными августовские педагогические конференции. На них подводятся итоги работы, намечается план развития системы образования. В этом году, кроме традиционных совещаний, семинаров и круглых столов, была подготовлена выставочная экспозиция всех образовательных ресурсов области. Центры дополнительного и высшего образования, вузы, издательские дома… Всего около шестидесяти участников. Для привлечения внимания собравшихся они использовали яркие плакаты, буклеты, книги и даже фильмы о своей деятельности.
– Экспозиция, безусловно, интересная, – говорит директор школы №70 города Тольятти Ольга Жигулевцева. – Для себя узнала много полезного, пообщалась с коллегами. Огорчает, что наш город как-то не очень активно представлен на этой выставке. А рассказать нам есть о чем. По большому счету, мы и у себя могли бы организовать такую ярмарку ресурсов.
На форуме одновременно работали восемь секций по семь часов в день. Обсуждались самые разнообразные вопросы и проблемы образования. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе", "Управление качеством образования", "Ориентация системы образования на рынок труда", "Психологическая служба в системе образования Самарской области" и другие. Но, как отметили многие слушатели, доклады грешили избытком общих фраз и известных фактов. В результате уже к четырем часам выставочный павильон заметно опустел. И большинство сообщений тольяттинцев, которые начинались только в половине пятого и позже, проходили в полупустых залах.
В рамках Образовательного форума прошло совещание руководителей органов управления образованием субъектов Поволжского федерального округа. На нем обсуждались предварительные итоги эксперимента, проводимого в Самарской области по созданию образовательных округов.
Начиная с 2002 года на территории Самарской области было сформировано одиннадцать образовательных округов. Самара и Тольятти в эксперименте не участвовали.
По словам Константина Титова, на встрече с министром образования и науки РФ было решено расширить границы эксперимента и распространить его по всему Приволжскому федеральному округу. Именно поэтому на форум были приглашены соседи.
– В системе образования Самарской области очень многое делается впервые и здесь есть чему поучиться, – сказала Галина Чернова, министр образования Чувашии. – На форум мы приехали, чтобы обсудить идею округов. Думаю, сегодняшняя встреча позволит другим областям и республикам пойти дальше в развитии своей системы образования.
Модель образовательных округов имеет немало плюсов. Существующие административно-территориальные границы разделили систему образования на обособленные территории, на которых каждый местный руководитель пытается создавать чуть ли не весь набор образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая вузом. Муниципальные границы не позволяли использовать образовательный ресурс одной территории в интересах другой. Объединяя запросы нескольких территорий, можно оптимизировать решение многих задач. Например, более эффективно осуществлять профессиональную подготовку нужных области специалистов.
Среди других положительных моментов: равный доступ к образовательным ресурсам и услугам; ориентация системы образования на местные рынки труда; рациональное использование бюджета образования и другие. Одним из главных результатов реформирования системы образования считается сокращение аппарата управленцев. Так, в 2003 году, по сравнению с предыдущим, число чиновников сократилось на 26 процентов.
В следующем году эксперимент, проводимый в системе образования Самарской области, заканчивается. Прежде чем распространять этот опыт на другие регионы России, необходимо решить законодательную судьбу такой модели управления.
– На сегодняшний день нет ни одного законодательного акта, на основе которого реализовывалась бы эта модель, – объяснил Ефим Коган на совещании. – Пока единственным способом существования округов является договоренность между государственной и муниципальной властью о взаимных полномочиях. Так что это существенная проблема, которую необходимо будет решать.
По материалам газеты "Городские Ведомости".
|