Во вторник в Галерее искусств, что в новом городе, открылась выставка "Портрет второй половины ХХ века". В экспозиции представлены работы русских художников и скульпторов, творивших в последние пятьдесят лет ушедшего столетия.
Как рассказала организатор выставки Флора Ибрагимова, основным жанром живописи эпохи соцреализма – а именно это направление развивается с середины двадцатого века – является портрет. При кажущейся легкости, создание портрета – сложная и ответственная задача. Художнику-портретисту нужно не просто изобразить модель, ему необходимо передать истинные черты характера изображаемого человека. Портрет может считаться удачным лишь в том случае, когда при взгляде на него зритель может ощутить духовную атмосферу того времени, в котором жила модель. Конечно, каждая эпоха имеет свою систему ценностей. Немалую роль играет и положение художника в обществе. Как заметила Флора Хамидовна, художник является своеобразным зеркалом, в котором отражается его время. Вообще же, искусство соцреализма полно доброты и надежды на светлое будущее.
Однако, художники, представляющие вторую половину ХХ века, работают в разных стилистических направлениях. Такие творцы соцреализма, как Мариупольский, Ефанов, Налбандян и другие, сохраняют традиции классического русского реалистического искусства. В их работах сохранен принцип "простого человека". Внимание приковывается не только к известным личностям времени и их достижениям, но и к обыкновенным людям в повседневной деятельности. Работы Пензова отличаются тем, что на них всегда изображены высокопоставленные лица. Интересны автопортреты художницы Романовой. Как считает Флора Хамидовна, автопортрет – это отражение мира его создателя, и для его создания художнику требуется откровение с самим собой.
Одним из родоначальников "сурового" стиля является художник Андронов. Хотя впоследствии он и отошел от этого, но никогда не писал в чисто реалистической манере. Его произведение "Автопортрет в мастерской" поражает оригинальностью организации пространства – центром работы являются руки с молотком.
Загадкой являются картины Ситникова и Ромадина, а работы Тер-Оганьяна имеют кардинально иное направление. Его "Картины для музея" могут быть охарактеризованы как "искусство-насмешка". Автор смеется над идеалами, которыми мы привыкли восхищаться. На его картинах нам открывается не та Мэрилин Монро, о которой привыкли говорить, а лишь ее карикатура.
Помимо произведений художников, на выставке представлены работы русских скульпторов, где особое внимание привлекает творение Манизера "Посмертная маска и слепки рук Сталина".
Варвара Лисицина, пресс-служба TLTnews.ru
|