Реформа местного самоуправления, монетизация льгот, реформа ЖКХ обсуждались на конгрессе муниципальных образований РФ, состоявшемся в первой декаде февраля в здании мэрии Москвы.
Около трехсот мэров и председателей местных парламентов из российской глубинки искали пути выхода из той взрывоопасной обстановки, которая характерна сегодня для большинства регионов страны.
"Хотя это и неоригинально, но в своем выступлении я говорил о необходимости повышения пенсий и зарплат бюджетникам, и притом – в разы! – рассказывает участник конгресса, спикер Тольяттинской городской думы Александр Дроботов, – Конечно, это требование, звучавшее на митингах, стало "общим местом". А если так, может федеральным властям, и впрямь, пора всерьез задуматься о существенной прибавке малоимущим россиянам?"
Ссылки на федеральный центр – это не дань желанию "отфутболить" проблему. Муниципалитеты не только не в силах, а просто не имеют права оказывать меры социальной поддержки населению. Мало кто знает, что с будущего года предусматривается ответственность за такого рода "нецелевое" использование средств местных бюджетов. Но даже после волны народного гнева, прокатившейся по стране, правительственные чиновники, похоже, не осознали, что "перегнули палку" и с отменой натуральных льгот, и с изъятием финансовых ресурсов у органов местного самоуправления.
Так, стало известно, что на днях из Минфина в Госдуму поступил законопроект, который, в случае его принятия, в буквальном смысле слова обескровит муниципалов. Речь о так называемых отрицательных трансфертах в зависимости от уровня среднедушевой бюджетной обеспеченности.
В соответствии с нормой федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" с 1 января 2006 года предполагается "экспроприация" у муниципалитетов бюджетных "излишков". "Лишними" считаются все доходы местной казны, полученные сверх суммы, которая (в пересчете на одного жителя) в 2 раза превышает средний показатель бюджетной обеспеченности в регионе. Словом, местную власть напрочь лишают стимула зарабатывать. Но и эти драконовские меры Минфин намеревается ужесточить, планируя установить "порог" на уровне 1,3 вместо первоначальных 2. То есть все, что поступит в городскую казну от тольяттинских налогоплательщиков сверх 1,3 уровня средней бюджетной обеспеченности по Самарскому региону, федеральная власть хотела бы у города (за компанию с другими муниципальными образованиями) отобрать…
Столь кровожадные планы вынашиваются на фоне затеянной в стране реформы ЖКХ. Участники конгресса обратились к правительству с требованием повременить с монетизацией льгот в этой сфере, то есть не отменять нынешнюю систему льгот в оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2006 года.
Критике подверглось и стремление ряда губернаторов внедрить практику назначений мэров городов – под стать процедуре выборов губернаторов. Такая "вертикализация" власти идет в разрез с Конституцией РФ и Европейской Хартией о местном самоуправлении, пишет "Думский вестник".
|