Строительство торговых центров в Тольятти сейчас в полном разгаре. В 2003 году было введено в эксплуатацию около 30 тысяч квадратных метров, предназначающихся под торговлю и офисы, а с 2004 по 2006 годы в городе планируется построить еще более 300 тысяч "квадратов". Причем, по прогнозам, этот рынок еще нескоро будет насыщен: уж слишком велика сегодня потребность в цивилизованной торговле. Рынок становится все менее стихийным, а потребитель – все более требовательным к уровню сервиса.
Торговые центры готовы предложить потребителю то, чего не могут сделать специализированные магазины. Они становятся не просто супермаркетом, а местом, где можно провести целый день с семьей, попутно заходя в кафе, центр развлечений и косметические салоны. И самое главное – в стране, и в Тольятти в том числе, появляется все больше людей, которые уже не хотят ходить по магазинам каждый день. Вместо этого они делают покупки раз в неделю в крупных торговых центрах, получают удовольствие от уровня обслуживания и платят за это соответствующие деньги. Впрочем, уровень сервиса уже не зависит только от того, насколько любезно обошелся с вами продавец. По мнению заместителя директора строительной компании "Русский дом" Константина Титова, комфорт потребителя связан со множеством нюансов, которые закладываются в проект и планировку торгового центра. В частности, опыт Москвы, которая первой в стране опробует все новое, показывает, что площадь торгового центра не должна быть меньше 20-30 тысяч квадратных метров. В противном случае фирмы не смогут максимально эффективно для бизнеса размещать свои магазины и офисы, а потребитель, соответственно, не будет чувствовать себя здесь комфортно. Все это делает возведение крупных торгово-офисных центров одним из наиболее интересных на сегодняшний день видов строительства.
Где разместить такой крупный объект – ключевой вопрос: от этого во многом зависит успех торговых операторов. В Тольятти одной из наиболее привлекательных площадок в последнее время считаются земли, окруженные Южным, Автозаводским, Обводным шоссе и дорогой на Тимофеевку. Это место действительно удобно для строительства крупных объектов, а, кроме того, оно, по сути, находится между тремя районами города, а значит, способны привлечь максимальное число клиентов. Причем не только самых обеспеченных, но и людей с весьма средним достатком, готовых приезжать за покупками и в общественном транспорте. На этих землях уже идет строительство известного "Парк-Хауса". Недалеко от него возводит свой торговый центр компания "Русский дом", площадь его займет 35 тысяч квадратных метров. При этом соседство с "Парк-Хаусом", а в перспективе, возможно, и с другими центрами (по информации из мэрии, это место облюбовала для своего супермаркета Metro Cash&Carry – крупнейшая сеть мелкооптовой торговли) компанию не пугает – напротив, ее руководители считают, что этот факт сыграет только на руку их объекту.
Для своего торгово-офисного центра "Русский дом" разработал довольно необычный дизайн. Здание будет походить на средневековый замок с присущими ему остроконечными башенками и кирпичными выступами. Как говорят строители, интерьер будет выдержан в таком же стиле.
– Первоначально мы хотели строить торговый центр из стекла и металла, как это делает сегодня большинство компаний, но потом передумали, – рассказывает директор компании Александр Алексеев. – Захотелось не просто построить некое здание и получить за свою работу деньги, но и оставить после себя строение, которое будет представлять определенный архитектурный интерес, которое будет не похоже на все то, что строят сейчас. В результате получился средневековый вариант здания.
Хотя такие интересные находки еще нечасто встречаются при строительстве крупных торговых объектов, но все-таки уже можно говорить о том, что взгляды на это строительство в последнее время сильно изменились. Если раньше строили что попало, лишь бы быстро найти арендаторов и вернуть вложенные деньги, то сейчас большинство компаний пытается возводить эффективные торговые комплексы, которые бы привлекли покупателей.
Пока большинство торговых площадей сдается в аренду и только около 5% выставляется на продажу. Однако, по мнению Константина Титова, со временем это соотношение будет меняться. Аренда стоит немалых денег, которые закладываются в стоимость товара. Например, в ТЦ "Русь" аренда одного квадратного метра на первом этаже стоит около 100 долларов. В результате это в первую очередь отражается на покупателе. По сути, именно он расплачивается за непомерно высокую арендную ставку. Имея собственные торговые залы, проще привлекать потребителя и конкурировать в цене с коллегами по цеху.
Супермаркеты уже завоевали признание состоятельных клиентов, теперь важно привлечь к себе максимальное число горожан. По мнению директора сети супермаркетов "Миндаль" В. Дуцева, "нормальный оператор должен работать на все слои населения, не делая упор на одном из них. Приходя в любой магазин, человек не должен чувствовать себя бедным, он должен чувствовать себя комфортно". Сегодня это уже в полной мере осознают москвичи, они гораздо охотнее покупают торговые площади, чем местные игроки рынка. Как рассказал корреспонденту "Городских ведомостей" Александр Алексеев, их компания столкнулась с такой ситуацией. Пока наибольший интерес к торговому центру действительно проявляют московские и зарубежные фирмы, в то время как тольяттинских сетевых операторов оказалось достаточно трудно привлечь к долевому участию в строительстве.
|