Как уже упоминалось ранее, тольяттинские чиновники рассматривали вопрос об увеличении платы за проезд на городском транспорте. На данный момент сомнений не остается – городские власти намерены поднять плату за проезд в муниципальном транспорте до 10 рублей.
Во вторник в городскую думу из мэрии поступил пакет документов, согласно которому думе предлагается утвердить проект постановления "О внесении изменений в Перечень цен и тарифов на социально значимые продукцию, работы и услуги на 2005 год, утвержденный постановлением ТГД 24 декабря 2004 года".
За этим довольно мудреным названием скрывается предложение чиновников о повышении стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте. Причем дифференцированную. Внутри районов билет будет стоить 7 рублей, между Центральным и Комсомольским, а также между Центральным и Автозаводским районом – 8 рублей, между Комсомольским и Автозаводским районом – 10 рублей.
Задумка с повышением оплаты проезда посетила чиновников еще в конце прошлого года. Однако тогда народные волнения и болезненное внедрение закона о монетизации повысить оплату не позволили. Поэтому о возможном повышении чиновники заговорили в мае. По обыкновению речь о возможном принятии непопулярного решения завел первый вице-мэр Николай Ренц. Начал с того, что, возможно, в городе будут отмены проездные билеты, хотя количество реализуемых через киоск МУП "Транссервис" проездных увеличилось с 19 до 36 тысяч. Ренц высказал предположение, что в городе действует гораздо большее их число, часть которых – хорошо сделанная подделка.
Как бы невзначай вице-мэр оговорился, что транспортники подали в мэрию свои расчеты о необходимости повышения платы за проезд до 8 рублей. Но расчеты транспортников, заявил Ренц, не смогли убедить экономистов в объективности такого повышения, а значит, пока опасаться повышения не стоит. Таким образом, удочка о возможном повышении была заброшена. Чиновники ожидали, какой будет реакция населения, но тольяттинцы практически никак не отреагировали.
Следующим шагом чиновников стала подготовка почвы в думе. Тариф на общественный транспорт необходимо согласовывать с депутатами. И на заседании комиссии по городскому хозяйству начальник транспортного управления мэрии Владлен Кабанов заговорил о бедственном положении своей отрасли и мерах, которые принимаются для улаживания ситуации. А именно: продажа имущества, отмена проездных, сокращение интервалов между движением, повышение стоимости проезда. Еще одна вынужденная мера – необходимо повышать плату за проезд. Эти предложения не нашли одобрения у депутатов, многие из которых бизнесмены. Из-за этого подвис вопрос по акционированию муниципальных транспортных предприятий.
Но мэрию это не смутило, и спустя некоторое время они обратились в думу с вопросом о повышении стоимости проезда. Эту необходимость Владлен Кабанов, судя по пояснительной записке, объясняет снижением пассажиропотока, и как следствие – увеличением себестоимости перевозки одного пассажира. По итогам первого квартала она составила 7,89 рубля. Причем объем перевозок по внутрирайонным маршрутам значительно превышает межрайонные. Чтобы компенсировать издержки, и нужен дифференцированный тариф: дальше едет – больше платит.
А снижение пассажиропотока, по мнению Владлена Кабанова, произошло из-за пресловутого 122-го Закона о монетизации. Пенсионеры ездили бесплатно два месяца. Потом, правда, стали приобретать социальные проездные, однако, по заявлению чиновников, покупают их только 24% льготников и пенсионеров.
Говоря о снижении пассажиропотока, Владлен Кабанов почему-то умолчал о том, что муниципальные перевозчики сократили количество подвижного состава на маршрутах и увеличили интервалы движения. В частности, ТТУ сократило количество рейсов после 22.00 на троллейбусах маршрутов № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 19, 22. АТП-3 отменило рейсы в раннее утреннее время и сократило рейсы после 22.00. Но свято место пусто не бывает, и очередную партию платежеспособных пассажиров "подтянули" к себе альтернативные перевозчики. Благо число последних в Тольятти не становится меньше, да и парк их за два года вырос с 300 до 500 "Газелей".
Транспортникам наверняка хорошо известно, что тольяттинцы активно ездят на "Газелях" не только потому, что это удобнее, а в большей степени потому, что они ходят чаще. Притом что разница в поезде из района в район в два раза выше: на муниципальном автобусе (троллейбусе) – шесть рублей, на "Газели" – 12. Если повышение оплаты проезда произойдет, то разница станет меньше. И если альтернативщики сохранят цены на прежнем уровне, то отберут у муниципальных перевозчиков последних пассажиров.
Вслед за повышением стоимости одной поездки наверняка дороже станут и общий и льготный (школьный и студенческий) проездные. А это снова приведет к уменьшению количества людей, их приобретающих. Как показала практика, увеличение цены проездных билетов с 250 до 360 рублей привело к резкому снижению объемов реализации проездной документации. А значит, транспортники вновь столкнутся с проблемой нехватки пассажиров. И дабы не возить воздух, будут вынуждены снимать с линии еще большее число подвижного состава. Пока не останутся одни частники на "Газелях" и такси. Нельзя исключить и того, что альтернативщики воспользуются ситуацией и тоже повысят цену на проезд. Газете "Тольяттинское Обозрение" сообщили в транспортном управлении, что пока с этим требованием частные предприниматели не выходили. Но не исключили, что такое предложение может поступить уже в ближайшие дни. Как скоро произойдет повышение стоимостм проезда, станет понятно уже завтра, если данный вопрос будет вынесен на обсуждение думских комиссий. На 6 июля назначено заседание думы, вопрос может быть решен там. А вступит постановление в силу сразу же после опубликования в СМИ.
|