Руководство крупнейшего смежника АвтоВАЗа — группы компаний «СОК», приняло решение избавиться от принадлежащего ей контрольного пакета акций ОАО «Астраханский завод резинотехнических изделий». «СОК» вошел в предприятие только в прошлом году, но сейчас его представители уже говорят о том, что данный бизнес группе «неинтересен». Ранее группа объявила о продаже части других своих активов, таких как, например, «Барнаултрансмаш».
В 2003 году группа «СОК» расширила список своих промышленных активов за счет заводов по производству резинотехнических изделий. В течение года группа вошла в число акционеров ОАО «Саранский завод «Резинотехника» и ОАО «Астраханский завод РТИ». В случае с АЗРТИ «СОК» аккумулировал в своих руках контрольный пакет. Количество принадлежащих ему акций саранского предприятия, как и цена, по которой были приобретены акции обоих предприятий, неизвестны. На самих предприятиях «P.S.» подтвердили, что «СОК» является акционером заводов, однако уточнять количество контролируемых им акций источники отказались. Согласно отчетности саранского завода за 4 квартал 2003 года, размещенной на официальном сайте Федеральной комиссии по ценным бумагам, среди крупных владельцев предприятия значились московские компании ООО «Норд» (23,5%), ООО «Прима-Маркет М» (17%), ООО «Полисофт М» (17%), ОАО «ПромГаз-Инвест» (9,5%) и нефтегазохимический холдинг «СИБУР» (19%). Еще 5,5% принадлежало ЗАО «Симтэкс» из Тобольска.
В 2004 году руководство группы решило выйти из бизнеса астраханского завода. По словам вице-президента «СОКа» Виталия Ильина, это предприятие «группе больше не интересно». На самом астраханском заводе о позиции основного собственника еще не знают. Генеральный директор АЗРТИ Вячеслав Ануфриев был удивлен данной информацией, но комментировать ее не стал. Недоумение высказал и начальник отдела промышленности департамента экономического развития и торговли администрации Астраханской области Михаил Кузнецов. По его словам, группа «СОК», становясь главным владельцем предприятия, предполагала разместить на нем заказы своих автосборочных мощностей — сызранской «РосЛады» и «ИжАвто». Скорый уход самарцев из бизнеса астраханского предприятия чиновник воспринял без энтузиазма. «На долю Астраханского завода РТИ приходится порядка 22% объемов производства химической промышленности области. Мы планировали, что с приходом группы «СОК» предприятие нарастит объемы производства за счет поставок комплектующих в Сызрань и Ижевск», — сообщил Кузнецов. Пока сложно предполагать, кто может стать новым владельцем контрольного пакета акций АЗРТИ. Участники рынка затрудняются дать оценку этому предприятию. Так, источник в ОАО «Балаковорезинотехника» заявил «P.S.», что не слышал о выставлении на продажу доли «СОКа». В то же время высокопоставленный источник в руководстве группы «ТАДЕМ» (владелец ОАО «Балаковорезинотехника» и ОАО «Завод им. Тарасова») сообщил, что знает о намерении «СОКа» сократить свое присутствие не только в Астраханском, но и в Саранском заводе.
На отказ группы «СОК» от бизнеса в Астрахани могло повлиять сокращение поставок машинокомплектов с ВАЗа на «РосЛаду». ВАЗ предпочел отгружать узлы на Украину на ЗАО «СП «АвтоЗАЗ-Дэу», поскольку завод способен самостоятельно производить полную сборку автомобилей, начиная от сварки кузовов, в то время как на «РосЛаде» ведется отверточная сборка. Однако вскоре за этим последовали сообщения о намерении ВАЗа перебросить сборку классических моделей на другой завод «СОКа» — «ИжАвто». Соответственно, потребность в резинотехнических изделиях у «СОКа» вряд ли существенно снизится.
Саранская «Резинотехника» пока остается в списках предприятий, где часть акций принадлежит «СОКу». Компания занимает четвертое место в отрасли резинотехнических изделий, контролируя 8% российского рынка по их производству.
В инвестиционной группе «Атон» не связывают уход «СОКа» с астраханского РТИ с сокращением объемов производства «РосЛады». По мнению вице-президента компании Александра Агибалова, производство резинотехнических изделий высококонкурентно в России. Крупнейшим производителем является ОАО «Балаковорезинотехника», которому принадлежит почти 30% российского рынка РТИ. Агибалов предполагает, что или расчеты группы при вхождении на астраханский завод не оправдались, или он был куплен «очень дешево» и с целью дальнейшей перепродажи. «В любом случае маржа от бизнеса, связанного с РТИ, небольшая, поэтому шаг «СОКа» вполне понятен», — заметил он в беседе с «P.S.».
Продажа заводов РТИ — уже второй случай сброса активов, приобретенных «СОКом» во время своего интенсивного роста в 1999-2003 годах. Часть купленных предприятий оказалась не нужна для автомобильных проектов самого «СОКа» из-за его стратегического партнера — АвтоВАЗа. В 2003 году группа выставила на продажу более 70% акций ОАО «Барнаултрансмаш». Два года назад это предприятие было приобретено для реализации проекта ВАЗа по комплектации машин дизельными двигателями. Однако после сворачивания этой темы на автозаводе «СОК» оказался в недвусмысленной ситуации и был вынужден искать на него покупателя, информирует газета «Постскриптум Тольятти».
Пресс-служба TLTnews.ru
|