В апреле 2004 года должен окончательно решиться вопрос, оставит ли за собой ОАО «АвтоВАЗ» право выпускать «ВАЗ-21083» или передаст его на одно из предприятий-смежников.
По информации «P.S.», интерес к этому проекту проявили сразу несколько автомобильных заводов: входящая в ГК «СОК» «РосЛада», ОАО «Серпуховский автомобильный завод» и «УкрПромИнвест-Авто» (Украина).
Дилеры автозавода говорят, что не хотят продавать «восьмерки», собранные вне вазовского конвейера.
Возобновление производства «ВАЗ-21083» запланировано на апрель, предполагается, что до конца года ОАО «АвтоВАЗ» соберет порядка 10 –12 тысяч автомобилей (плановая мощность конвейера — 850 машин в сутки).
Возвращение в производство «восьмерки» вызвано возникшими проблемами с постановкой на конвейер семейства «Самара-2» — «Лада-Самара-113». Модели «Самара-2» построены на базе «восьмерок» и «девяток». В частности, массовый выпуск «113-й» (предполагаемый объем выпуска в 2004 году — 30 тысяч автомобилей) отложен до второй половины 2004 года, что на ВАЗе объясняют задержкой поставок пластмассовых деталей. По этой же причине не удастся увеличить объемы производства моделей «Лада-Самара-114» и «Лада-Самара-115» (аналогов «девятой» и «девяносто девятой»). Из-за этого поклонники трехдверных хэтчбеков фактически остались без адекватной замены.
В свою очередь, «исправить» ситуацию с выпуском автомобилей и устранить дефицит «ВАЗ-21083» пытаются другие предприятия.
По информации «P.S.», первыми, кто решил получить права на выпуск «восьмерок», были менеджеры ГК «СОК». В середине прошлого года они обратились к руководству завода с предложением развернуть сборку машины на их мощностях. В качестве базового завода называлось сызранское ОАО «Рослада», где налажено производство «ВАЗ-21093». Конструктивно автомобили не сильно отличаются друг от друга, и, как заверил источник, на сызранском предприятии выпуск машин был бы открыт в самые короткие сроки. По словам коммерческого директора ЗАО «РосЛада» Николая Еськина, сызранцы также с удовольствием взялись бы за выпуск хэтчбеков, ежегодно выпуская до 30 тысяч автомобилей. Однако пока вопрос о выпуске «восьмерок» в Сызрани повис в воздухе.
Еще одним претендентом является дочернее предприятие ОАО «АвтоВАЗ» — ОАО «Серпуховский автомобильный завод» (выпускает «ВАЗ-1111» «Ока»). В начале этого года руководство «СеАЗа» обратилось на ВАЗ с предложением передать им права на производство «ВАЗ-21083». Как следует из письма, мощности предприятия позволяют ему выпускать порядка 10 тысяч машин ежегодно. «СеАЗ», как и «РосЛада», имеет отношение к группе «СОК», менеджеры которой одно время управляли заводом в оперативном режиме, контролируя сбыт, поставки и финансовую деятельность.
По словам одного из топ-менеджеров предприятия, «Ока» в силу своей дешевизны не устраивает предприятие, и было бы интересно выпускать более рентабельную модель, пользующуюся устойчивым спросом, например такую, как «ВАЗ-21083». Сейчас, по словам того же источника, между руководством «СеАЗа» и ВАЗа идут переговоры. Однако о конкретных результатах говорить рано. По информации «P.S.», аналогичные предложения на ВАЗ поступали еще от одного производителя автомобилей — компании «УкрПромИнвест-Авто». Она специализируются на выпуске «ВАЗ-21093, -099» и заинтересована в передаче ей прав на выпуск «ВАЗ-21083». Однако в руководстве «УПИ-Авто» не стали комментировать ход переговоров, заявив, что результаты будут только в апреле.
В свою очередь, в пресс-центре АвтоВАЗа «P.S.» сообщили, что завод начнет выпускать «ВАЗ-21083» только при условии наличия спроса на эту модель. При этом, как следует из ответа, документы на передачу «восьмерок» на другие предприятия не подписаны, и завод намерен выпускать их самостоятельно. Интрига заключается в том, что никто не знает — возьмется ли за это дело сам Волжский автомобильный завод или передаст права на выпуск модели одному из указанных выше предприятий.
В свою очередь, тольяттинские дилеры высказывают сомнение в необходимости перевода производства «ВАЗ-21083» за пределы Тольятти. Заместитель директора по продажам автомобилей ВАЗ компании «Автодом» Лариса Бойцова заявила «P.S», что «Автодом» будет торговать «восьмеркой» только в том случае, если она будет выпускаться на ВАЗе. «Автомобили, выпускаемые вне Волжского автозавода, отличаются низким качеством сборки», — говорит Бойцова. Источник в ООО «Арлан-Лада» назвал на фоне новых разработок ВАЗа «восьмерку» «убогой» и усомнился, что в прежнем виде она кому-нибудь понадобится.
Менеджеры дилерских компаний сошлись лишь в одном: историю с возвращением «ВАЗ-21083» стоит раскручивать только в том случае, если ее цена составит не более 150-160 тысяч рублей.
Анна Часовская, Дмитрий Бегун, газета «Постскриптум».
|