Российским автовладельцам не удалось избежать закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, но это не значит, что с обязаловкой все смирились. Водители нашли способ избежать излишних трат при повторном оформлении полиса. Страховые компании с волнением ждут 1 июля…
Российские страховые компании, которые занимаются обязательным страхованием автогражданской ответственности, с тревогой ждут 1 июля 2004 года, когда большинство водителей будут продлевать свои полисы. Опасения связаны с повышающими коэффициентами на аварийную езду, которые вводятся при повторном страховании.
Чтобы не переплачивать, многие водители предпочтут оформить полис в другой страховой компании. Обмен информацией между страховщиками в настоящее время налажен очень плохо, и узнать, попадал ли водитель в аварии по собственной вине, будет практически невозможно.
Когда принимался закон с этими коэффициентами, о возможности такого мошенничества никто не говорил. В добровольном автогражданском страховании таких прецедентов не было. Дело в том, что там коэффициенты на количество аварий вводятся на усмотрение страховщика. Если они и были, то не такие высокие, и люди предпочитали работать со своей компанией.
Как рассказал "NewsInfo.ru" пресс-секретарь Российского союза автостраховщиков Андрей Щавелев, с введением ОСАГО исключить такого развития ситуации нельзя. Например, в США в результате мошенничества, связанного с автострахованием, страховые компании теряют ежегодно $200 – 400 миллионов. «Наши мошенники в отдельных вопросах могут фору дать американским», – отметил он.
Страховые компании пытаются как-то избежать возможных потерь. Возможно, при оформлении полиса автогражданского страхования будут требовать справку из прежней компании. Без такого документа получить полис будет невозможно.
Но это не единственный и не главный метод борьбы с подобным мошенничеством. Как рассказал Андрей Щавелев, создается концепция автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков, куда войдут базы данных практически всех страховых компаний, которые работают в секторе обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако быстро создать такую базу невозможно. Страховщики надеются, что это произойдет до конца этого года. В этом случае страховые компании при оформлении договора смогут посмотреть досье на водителя и решить, предоставить ему скидку или применить повышающий коэффициент.
Президент Ассоциации страховщиков России Алексей Зубаков видит совсем другие методы борьбы с мошенничеством. По его словам, проблема не в том, что в России слишком много мошенников, а в том, что у нас слишком высокие коэффициенты. За одну аварию по вине водителя при оформлении следующего полиса повышающий коэффициент составит 1,55. Если таких аварий было несколько, еще больше. Конечно, переплачивать такие суммы невыгодно никому, и люди будут искать возможности приобрести полис дешевле.
В сложившейся ситуации, по мнению Алексея Зубакова, стоило бы снизить этот коэффициент хотя бы до 1,2, по крайней мере, если водитель попал только в одну аварию. В этом случае водителю придется переплачивать не так много, и из-за этой суммы он не захочет менять страховую компанию. Сейчас если человек заплатил за первый полис четыре тысячи, один раз попал в ДТП, то в следующий раз ему придется платить уже шесть тысяч. Разница существенна. «Если аварии происходят регулярно или несколько раз, то коэффициенты можно оставить высокими», – считает президент АРС.
Есть и другие пути удержать своих клиентов. По мнению А.Зубакова, компании могут делать скидки тем, кто страхуется у них повторно. Например, установить коэффициент 0,9 на повторную страховку. Таким образом, высокие коэффициенты будут немного компенсированы, водители будут реже менять страховые компании, что выгодно самим страховщикам.
|