Тольяттинцев долго готовили к тому, что квартплата повысится, и повысится ощутимо. Проведено немало пресс-конференций, прямых эфиров и горячих телефонных линий. Казалось бы, на все возможные вопросы уже ответили, все изменения разъяснили. Однако вопросы продолжают поступать.
Специалисты мэрии, контролирующие качество услуг ЖКХ, отвечающие за начисление квартплаты, назначение и выплату субсидий и компенсаций, отобрали наиболее часто встречающиеся и попросили опубликовать ответы на них.
– Почему повысилась квартплата?
– Повышение произошло в основном за счет роста цен на энергоносители, доля которых составляет до 80 процентов от суммы квартплаты. И повлиять на которые городские власти не могут. Для примера, вот как повысилась квартплата для семьи из трех человек в трехкомнатной квартире:
– Как можно снизить затраты на квартплату?
– Для снижения затрат на квартплату квартиросъемщик может установить приборы учета воды и производить расчет на основании их показаний, плюс 1,5 процента от потребленных ресурсов – на общедомовые нужды.
– В случае приобретения некачественного товара в магазине мы можем его заменить или вернуть деньги. А как защитить свои права потребителю услуг ЖКХ?
– В отношении крупных монополистов по поставке воды, тепла, света, газа влиять на качество и стоимость оказываемой услуги отдельному квартиросъемщику проблематично, практически невозможно. Защитить свои права можно только с помощью органов местного самоуправления или через суд.
– Что делать, если поставляется некачественная услуга?
– Перерасчет квартплаты в случае снижения качества коммунальных услуг и услуг по содержанию жилого фонда производится по следующим видам: водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, отопление, газоснабжение, электроснабжение, лифты, сбор и вывоз ТБО, содержание жилого дома и придомовой территории.
В случае снижения качества услуг необходимо позвонить диспетчеру ЖЭК и сделать заявку, которую зафиксируют в журнале. В том случае, если заявка не будет выполнена в установленные сроки, необходимо подать письменное заявление в бухгалтерию управляющей компании для перерасчета.
На сегодня ежемесячно в среднем перерасчет производится жителям 5 подъездов. Кроме того, плановые проверки качества услуг, предоставляемых управляющими компаниями, проводит Департамент ЖКХ. Проверяется ежемесячно около 10 процентов жилого фонда. За выявленные нарушения и отклонения от стандартов на компании накладываются штрафные санкции.
– Будет ли улучшено обслуживание домов?
– Стоимость обслуживания возросла очень незначительно и не соответствует реальным потребностям. В 2001 году Центром нормирования и информационных систем ценообразования (официальный эксперт) проведена аудиторская проверка стоимости обслуживания жилого фонда. Расчеты специалистов показали, что себестоимость обслуживания 1 квадратного метра составляла на тот момент 9,25 рубля. Тогда как сегодняшний тариф составляет всего 5,56 рубля.
– Почему ввели оплату за лифт жителям 1-2 этажей?
– В силу Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» плата за содержание жилья включает плату за услуги по содержанию общего имущества жилого дома. А это лифты, мусоропроводы, водоподводящие устройства, системы водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции. Поэтому услуги за пользование лифтом включаются в состав себестоимости на содержание жилья и подлежат оплате независимо от того, на каком этаже расположено жилое помещение.
В настоящий момент уже 70 процентов лифтов могут останавливаться на вторых этажах, чего раньше не было. И к концу 3 квартала работа по перепрограммированию систем будет завершена.
– Почему меня лишили субсидии?
– Никто вас субсидий не лишал. Городские власти не вправе лишить кого-либо субсидий, предусмотренных федеральным законодательством. Но с мая изменились условия начисления субсидий – они стали предоставляться только на социальную норму жилья и только в случае, если оплата этих квадратных метров превышает 22 процента от совокупного дохода семьи. По этим новым правилам большинство получателей лишились права на субсидии.
Законом Самарской области «О жилище» определена социальная норма жилья:
одиноко проживающие – 33 кв. м; семья из 2 человек – 42 кв. м; семья из 3 и более человек – по 18 кв. м на члена семьи; одиноко проживающие в коммунальной квартире – по фактически занимаемой площади; общежития – 12 кв. м.
– Исходя из какой площади рассчитываются льготы, субсидия и городская компенсация?
– Льготы, субсидия и городская компенсация рассчитываются и предоставляются исходя из социальной нормы жилья. Вся сверхнормативная площадь оплачивается в полном объеме.
– Нужно ли приходить за перерасчетом субсидии и начислением городской компенсации тем, кто получал субсидию ранее?
– Нет, перерасчет субсидии и начисление городской компенсации сделаны автоматически. Приходите на переаттестацию в срок, назначенный вам ранее.
– Можно ли самому просчитать, могу ли я рассчитывать на получение субсидии или городской компенсации?
– Городская компенсация призвана сгладить скачок квартплаты для самых малоимущих. Поэтому в расчетах компенсации снижена верхняя планка собственных расходов на квартплату, по сравнению с федеральным стандартом, с 22 до 15 процентов. Если ваш доход не превышает прожиточного минимума или близок к нему, а ваши расходы на оплату социальной нормы жилья превышают 15 процентов совокупного дохода – вы имеете право на получение городской компенсации. Рассчитывается она по сложной формуле, сделать это самостоятельно вы не сможете.
Но и спешить в центр по начислению субсидий пока не стоит – они и без того сейчас перегружены работой. Для этого у вас есть июнь и июль. При обращении граждан в первые три месяца после ввода новых ставок субсидия и компенсация будут назначены с момента ввода в действие этих изменений.
Не назначается компенсация горожанам, в собственности которых две квартиры, дачи, два гаража, или они за последние три года приобрели автомобиль. Не получат компенсацию и должники.
«Городские ведомости»
|