В ближайшие дни на производстве "Полиамид-6" ЗАО "Куйбышевазот" будут получены первые образцы кордной ткани. Ее производство станет последним этапом глубокой технологической переработки капролактама. Таким образом, работу по реализации проекта "Полиамид-6" можно будет считать завершенной. Одновременно с этим уже определен основной потребитель кордной ткани – ОАО "Нижнекамскшина".
Первую кордную ткань на Куйбышевазоте должны были получить еще на прошлой неделе. Но вмешались обстоятельства, не зависящие от руководства завода. В силу договорных отношений, в момент запуска линии должны присутствовать представители компаний, осуществляющих шеф-монтаж. Задержка приезда на завод специалиста компании Picanol не позволила завершить наладку ткацких станков.
В то же время на заводе пока не рассматривают это как проблему, которая могла бы сорвать планы по производству корда. Первые полученные образцы кордной ткани марки №22 и №23 будут отправлены на ОАО "Нижнекамскшина" для проведения технической экспертизы. В соответствии с протоколом о намерениях это должно произойти до окончания июля. Стоит отметить, что образцы формованной и крученой нити уже оттестированы на том же заводе.
Выбор ОАО "Нижнекамскшина" (лидер по объемам производства автошин в СНГ) в качестве потребителя корда обусловлен несколькими причинами. С этим заводом тольяттинцев связывают времена бартерной экономики 90-х годов.
Дело в том, что основная продукция Куйбышевазота – капролактам - в силу спада промышленного производства в России оказалась экспортно ориентированной. Основным внешним рынком сбыта были страны юго-восточной Азии. Разразившийся там в 1997 году экономический кризис заставил руководство Куйбышевазота искать варианты увеличения объемов реализации на внутреннем рынке. Одним из таких вариантов стала организация процессинговых цепочек с группой заводов, специализирующихся на более глубокой переработке капролактама.
Так, например, в 1999 году маркетинговая служба Куйбышевазота помимо продукции собственного производства занималась реализацией шинного корда, изготовленного на ОАО "Курскхимволокно", ОАО "Химволокно" городов Щекино и Волжский. Основным покупателем корда было ОАО "Нижнекамскшина". "Тем самым мы помогали им решать проблему неплатежей, мы поддерживали потребителей, давая им загрузку мощностей капролактамом Куйбышевазота", – пояснил главный специалист по маркетингу ЗАО "Куйбышевазот" Дмитрий Рыбкин. Объемы реализации, благодаря такой схеме, удалось сохранить. Однако назвать ее стабильной было нельзя. В результате возникла идея – строительство собственного производства переработки капролактама в продукцию более глубокого передела. Это непростое решение приняло реальные очертания лишь в конце 2000 года.
Вскоре Китай принял решение о проведении по инициативе компании SinoChem антидемпингового расследования в отношении импорта капролактама из России. Результаты того расследования ударили по интересам российских экспортеров, в том числе и Куйбышевазота, 6 июня 2003 года. Министерство торговли Китая объявило о введении антидемпинговых пошлин на российский капролактам в размере от 7% до 16% от стоимости. Проект "Полиамид-6", который к тому времени был уже близок к запуску, позволил Куйбышевазоту отнестись к китайской новости без особого потрясения.
Между тем выход Куйбышевазота на внутренний рынок с продукцией переработки капролактама ожидает ряд существенных сложностей.
Общий объем выработки по корду на Куйбышевазоте составляет 600 т в месяц (1 млн. погонных метров). Даже если весь этот объем разместить на Нижнекамскшине, то потребности нижнекамских шинников это покроет лишь на половину. С другой стороны, по законам маркетинга, зависеть на 100% от одного покупателя весьма рискованно. Тем более что ОАО «Нижнекамскшина» имеет давние отношения с белорусскими предприятиями химических волокон. По словам Рыбкина, продукция белорусских заводов имеет на сегодняшний день на российском рынке самые привлекательные цены и стабильное качество. Ожидается, что тольяттинский корд ни в чем не будет уступать белорусскому. Однако тольяттинскому продукту еще только предстоит вхождение в рынок, на котором и без того уже достаточно тесно.
Сбыт шинного корда можно найти только на предприятиях шинной промышленности. На сегодняшний день практически вся шинная промышленность поделена двумя холдингами СИБУР и АМТЕЛ. СИБУР контролирует волжский, омский и ярославский заводы. АМТЕЛ – воронежский и кировский. Причем и тот, и другой в своей структуре имеют заводы по производству корда, хотя практически все они требуют серьезных капиталовложений с целью модернизации оборудования. Этот факт может служить утешением для тольяттинцев. Он дает им возможность рассчитывать на то, что руководство холдингов вместо того, чтобы изыскивать многомиллионные инвестиции на модернизацию собственного кордового производства, обратит внимание на уже имеющееся предложение.
Хотя на Куйбышевазоте уже думают о новых вариантах расширения возможностей сбыта. Например, путем нанесения на кордную ткань пропитки, как это делают все западные производители корда. В России эта операция осуществляется самими шинными заводами. Также на Куйбышевазоте рассматриваются возможности рынка технических нитей, который не так сильно поделен, как рынок кордной ткани. В тоже время производство шинного корда находится на стадии пуска, и для выхода на проектные объемы необходимо, чтобы продукция прошла полный цикл испытаний у потребителей (шинников), который завершится не ранее октября–ноября текущего года.
По материалам газеты "Хронограф"
Пресс-служба TLTnews.ru
|