Тольяттинские торговые центры не спешат брать на вооружение цивилизованные стандарты ведения бизнеса. Большинство ТЦ по прежнему сохраняют "клеточную" структуру, предполагающую аренду помещений площадью от 15 кв. м, что в полной мере соответствует устаревшему рыночному образцу.
"Клетка" в 20 – 30 кв. м до сих пор считается наиболее востребованным арендаторами форматом, что позволяет собственникам площадей извлекать из них максимальную доходность. В сентябре в Тольятти открывается торгово-развлекательный комплекс "Вега" (55 тысяч кв. метров), это второй по размеру площадей комплекс после ОАО "Русь-на-Волге" (59 тысяч кв. метров). За последние три года в городе открылось несколько новых комплексов, таких как "Влада" (4,2 тысячи кв. метров), "Аврора" (8 тысяч кв. метров). Однако основную массу составляют реконструированные здания. Владельцы старых торговых центров продолжают использовать их возможности по старинке, сдавая в аренду небольшие клетки по 15 – 30 кв. метров. При этом тольяттинские торговые комплексы, как правило, не придерживаются определенной концепции развития. Большинство их них представляют собой перепрофилированные здания площадью не более 4 – 6 тысяч кв. метров.
Отсутствие продуманной политики открытия и продвижения центров со стороны управляющих компаний приводит к тому, что в некоторых ТЦ объем невостребованных площадей весьма заметен. Наиболее востребованный размер арендуемых помещений составляет 20 – 30 кв. метров. Такая нарезка площадей позволяет управляющей компании ТЦ поддерживать наиболее высокий уровень доходности недвижимости. Крупным арендаторам обычно предоставляются льготные условия, что сокращает объем арендных платежей в 1,5 – 2 раза.
"Сегодняшний покупатель хочет посещать просторные торговые секции с удобными примерочными и зонами отдыха. Некоторые арендаторы, представляющие известные торговые марки, стремясь удовлетворить покупательский спрос, ориентируются на подобные решения, – говорит один из владельцев торгового комплекса. – Торговым центрам привлекать крупных арендаторов экономически невыгодно, хотя заполнить мелкие секции можно только "рыночниками", что снижает привлекательность комплекса в целом. Поэтому руководству каждого ТЦ приходится решать дилемму: превращаться в рынок или работать на перспективу".
Специфика провинциального ведения бизнеса отражается и на арендных ставках. Столичные компании обычно прибегают к услугам профессиональных оценщиков. Местные игроки в подавляющем большинстве устанавливают размер арендных платежей исходя из собственных субъективных оценок. Как правило, ставки формируются в зависимости от стоимости недвижимости и не зависят от оборотов арендатора.
Газета "Постскриптум Тольятти".
|