Сегодня в Тольятти отмечает свой 43-ий день рождения АВТОВАЗ. Именно 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.
Сегодня же газета "АвтоСреда" приводит два мнения о будущей ситуации на АВТОВАЗе.
Точка зрения президента АВТОВАЗа Бориса Алешина. В одном из интервью "Городским ведомостям" он обрисовал ситуацию так: "Мы делаем сейчас все, чтобы предприятие вышло из кризиса с минимальными потерями. Безусловно, первоочередной задачей, стоящей перед компанией в настоящее время, является реализация нашего антикризисного плана… С сентября мы переходим на неполную рабочую неделю с работой по 20 часов в неделю без оплаты за простой. Также в ближайшее время будем вынуждены сократить социальные программы практически в два раза. Мы понимаем, что это непопулярные меры, но мы вынуждены на них идти ради сохранения коллектива. Мы сохраняем рабочие места настолько, насколько это не противоречит задаче сохранения предприятия. Как только ситуация с продажами начнет выравниваться, сразу вернемся к двухсменному графику работы. Очень надеюсь, что это произойдет уже осенью.
...АВТОВАЗ уже сейчас смотрит за горизонты кризиса и, несмотря на трудности, не отказывается от своей главной стратегической цели – быть крупнейшим отечественным автопроизводителем с собственным модельным рядом. К моменту начала роста рынка мы планируем выйти на него с новыми моделями, а также с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю. При реализации инвестиционного плана 2010-2012 г.г. в объеме 80 млрд. рублей компания намерена к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам и выпустить 9 новых моделей".
А вот мнение федерального издания "Ведомости" о будущем завода и города: сторонников искусственного продления жизни АВТОВАЗа почти не осталось даже среди высших чиновников. В неофициальных беседах они признают, что никакие денежные вливания не спасут завод, но решиться на банкротство автогиганта все равно не могут. Главный аргумент – люди. Из 705 тысяч жителей города Тольятти на АВТОВАЗе работает 110 тысяч человек. Страх, что все они выйдут бастовать, удерживает руководителей страны от очевидного шага, продлевая дорогостоящую агонию завода. Государство поддерживает неэффективный АВТОВАЗ на протяжении 15 лет, только с начала кризиса на это выделено 25 миллиардов рублей.
Простая идея закрыть завод и раздать эти деньги рабочим АВТОВАЗа, предотвратив таким образом социальную катастрофу, вряд ли может быть реализована. Хотя бы потому, что создает опасный прецедент: в стране сейчас около 1,64 миллиона человек находятся в таком же положении, что и работники АВТОВАЗа. Щедрых отступных от государства всем не хватит.
Но избежать социальной катастрофы в Тольятти государству вполне по силам. И стоит это гораздо дешевле, чем многолетняя поддержка завода за счет налогоплательщиков.
Во-первых, банкротство не означает ликвидации АВТОВАЗа. Части завода будут проданы новым собственникам, которые смогут снизить издержки и производить более качественные автомобили. Хорошие специалисты автогиганта не останутся без работы. Часть из них наверняка сможет найти работу на других автосборочных заводах страны: во всяком случае, до кризиса там сильно не хватало специалистов. Выстоит и большинство эффективных смежников завода. По дорогам страны сейчас ездит 13,6 миллионов "Жигулей" разных моделей и возрастов (33% автомобильного парка страны). Производство запчастей к ним еще много лет будет доходным бизнесом. Соответственно, и эти люди сохранят работу.
Во-вторых, город Тольятти опирается не на одно-единственное предприятие. Там находятся крупнейший в мире производитель аммиака – "Тольяттиазот", завод минеральных удобрений, завод синтетического каучука "Тольяттикаучук", хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликероводочный завод, винзавод, завод Danone, полиграфические, деревообрабатывающие предприятия, заводы по производству стройматериалов, швейная фабрика.
Это многопрофильный, крупный город, который к тому же объединен в агломерацию со столицей региона Самарой (до нее около 80 километров). Повысить шансы на поиск работы и выживание тольяттинцев государство могло бы, содействуя их мобильности: организовав скоростной транспорт и оплачивая значительную часть стоимости проезда.
В-третьих, жители Тольятти – это дети мигрантов, приехавших в 1960-х годах на комсомольскую стройку. Это активное, самостоятельное, мобильное население. Не случайно уровень развития малого бизнеса в Самарской области и Тольятти один из самых высоких в стране: на малых предприятиях там работает 15,9% занятых (в среднем по стране – 12%), на 100 тысяч жителей приходится 328 малых предприятий (по стране — 199). Если этим людям не мешать, они найдут возможность зарабатывать. Для этого не нужны многомиллиардные вложения. Достаточно создать в Тольятти режим максимального благоприятствования для малого бизнеса – снять все административные и коррупционные барьеры и обеспечить по-настоящему доступные кредиты с помощью субсидирования ставок.
Государство должно обеспечить всем работникам АВТОВАЗа официальное увольнение со всеми причитающимися пособиями. Вместе с пособиями на детей, жилищными и транспортными субсидиями, а также личными подсобными хозяйствами эти выплаты позволят какое-то время продержаться тем, кто окажется без работы. Поможет бывшим автовазовцам пережить кризис и найти себе новое применение и обучение за счет государства.
|