Производительность и перспективы компаний, работающих в Тольятти, но нацеленных на внешний, а не на внутренний спрос, позволяют говорить о потенциале города и без вазовской составляющей.
Самый крупный пул городских экспортеров, не связанных с авторынком, – химия. "Тольяттиазот", "Куйбышевазот" и "Тольяттикаучук" – крупные и востребованные производители товарных групп своего сегмента не только в масштабах страны, но и на международном рынке. Из кризиса эти компании начали выходить вместе с общемировой экономикой.
В первом квартале 2009 года объем выпуска основной продукции ООО "Тольяттикаучук" составил 35% от докризисного объема, во втором – почти 50%, в третьем квартале загрузка выросла до 70%. Полностью восстановился спрос на ряд экспортоориентированных продуктов. Складская затоваренность с января до октября 2009 года уменьшилась почти в 2,5 раза.
Восстанавливает докризисные объемы производства и "Куйбышевазот". Компания экспортирует 65-70% выпускаемой продукции. В конце 2008 – начале 2009 года было резкое снижении спроса и цен на продукцию компании как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но благодаря разработанной антикризисной программе предприятию удалось нивелировать воздействие негативных факторов за счет частичной переориентации сбыта капролактама, полиамида-6 и продуктов его дальнейшей переработки на внутренний рынок, в том числе – увеличение переработки на дочернем предприятии в Курске – "Курскхимволокно", компания даже в самый пик кризиса сумела избежать значительного уменьшения объемов производства. Предприятие не допустило ослабления своих позиций на внешнем рынке, что уже дало свои положительные результаты. С началом оживления мировых рынков с лета 2009 года "Куйбышевазот" в целом восстановил свои объемы экспортных продаж.
Восстановившийся спрос и растущие рынки можно обнаружить не только за пределами страны. Увеличивать объемы производства и решать проблемы сбыта удается и тольяттинским производителям товаров народного потребления. А падение спроса на продукцию внутри города заставляет компании переориентироваться с тольяттинского на ближайшие территориальные сегменты.
Так, рост спроса наблюдается в товарном сегменте качественной детской одежды. В частности, наращивает объемы производства фабрика детской одежды "Семицвет". Пока клиенты предприятия в основном сосредоточены в пределах Самарской области, но в компании видят хороший потенциал для работы на рынках смежных областей и в более отдаленных регионах РФ.
Планы активнее работать с городами Самарского и Ульяновского региона, чтобы нивелировать проседающий спрос в Тольятти, подтвердили большинство местных производителей товаров для массового рынка: пластиковых окон, деревянных дверей, отделочных материалов. Пластиковые окна "Светлица" двинулись по направлению Самара – Новокуйбышевск. "АКОМ" делает ставку на Ульяновск – Димитровград. "Жалюзинск" начал с офисов в Бузулуке и Сызрани, а потом без ложной скромности открыл филиал в Сочи.
Переориентируются на экспорт в другие города и производители традиционно местной продукции – продуктов питания, а также сельхозкомпании. О необходимости дистрибуции и более активной работы с нетольяттинскими площадками заявили представители жиркомбината "Юса". А в структуре сбыта тольяттинской кондитерской фабрики Slasti уже больше года преобладают иногородние поставки, пишет "Понедельник".
|