Появившись совсем недавно в эфире Первого канала, сериал "Школа" Валерии Гай Германики вызвал широкий общественный резонанс. В число авторов сериала вошли мастера пера из Тольятти – Вячеслав Дурненков и Вадим Леванов, которые полностью солидарны с основными идеями сериала о состоянии и образе современной школы.
Истоком сериала стал скандальный полнометражный фильм "Все умрут, а я останусь" той же Валерии Гай Германики. Он был снят в 2008-м году по пьесе также тольяттинского (а ныне – всероссийского) драматурга Юрия Клавдиева, пишет газета "Тольяттинское обозрение". Попав в списки Каннского фестиваля, он был удостоен некоего "особого упоминания". Однако любопытен тот факт, что сама Валерия Гай Германика в школе никогда не училась, а находилась на домашнем обучении и вряд ли может знать о нравах и нормах поведения подростковых коллективов. Примечателен также и факт, что первое место работы скандального режиссера – оператор студии, на которой снимались "фильмы для взрослых". Об этом Валерия рассказала в своем интервью Федору Бондарчуку после успеха в Каннах.
Собственно, мнение большинства киногурманов, знакомых с этим шедевром отечественного кинематографа, сводится к тому, что "Школа" – это тот же фильм "Все умрут, а я останусь", только растянутый и "серийный". Если вам понравился данный сериал, обязательно посмотрите муз сериал ранетки.
Впрочем, оценки бывают разными. Любое произведение искусства всегда можно оценить с нескольких сторон. О художественной ценности этого адепта современной кинематографии рассказал Николай Сопляков, директор центра развития молодежной журналистики, кинематографии и телевидения "Аспект": "Я бы назвал этот фильм не "Школа", а "Подъезд". Видимо автор, долгое время находившаяся на обучении в стенах дома, как раз подъезды и посещала. Это не голословное заявление – в одном из интервью режиссер признается, что набивала руку на съемке порно. Откуда же тогда взяться классическому образу школы и документалистике? Это обычное игровое кино. Съемки в стенах обычной московской школы еще не делают его документальным. Игра актеров профессиональная и, даже можно сказать, блестящая. А вот операторская работа бездарна. Если говорить о сюжете – то они собрали с России всю "чернуху" и поместили ее в один фильм, чем подорвали его достоверность. Всего этого не может быть в одной школе. Это только одна сторона медали".
Возможно, что те, кому действительно повезло учиться в хороших школах, не могут понять этот сериал. Но история, хоть и несколько гипертрофированная, взята из реальности. Есть и в Тольятти школы, где жизненный сюжет вторит киносюжету. Об одной из таких школ, находящихся в 6-м квартале, рассказала бывшая ученица, не пожелавшая называть своего имени: "Когда я посмотрела "Все умрут, а я останусь", я подумала, что это еще цветочки по сравнению с тем, что творилось в моей школе. У нас сначала была, в принципе, неплохая гимназия. А потом мы, по-моему, аттестацию не прошли. Или еще что-то. К нам пришло много новеньких, установились новые правила, порядки. Старые учителя в основной массе разошлись по лицеям и другим более статусным школам. Появились новые, которым на нас было откровенно плевать. Они запросто унижали слабых, "непопулярных" учеников прямо на своих уроках. Старшие классы гнобили младших. Бывало, идешь по лестнице, а тебе сверху на макушку сразу несколько человек плюют. Многие старшеклассники пили прямо на уроках, ловили девчонок и насиловали в школьном дворе. В такой обстановке человек либо совсем ломается, либо становится очень сильным. Это настоящая школа жизни".
А вот комментарий Вадима Леванова, одного из сценаристов сериала: "Так получилось, что я принимаю участие в этом проекте. Сценарий создается постепенно – главный сценарист работает с продюсером, свою лепту вносит и режиссер. Создается канва, под которую разные сценаристы пишут диалоги. Это же конвейер. С идеями фильма я абсолютно согласен – сам когда-то учился в школе. Я считаю, что сериал адресован как подросткам, так и их родителям, которые часто не видят то, что происходит за дверьми школ".
|