В школе №27 в Тольятти состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних. В составе комиссии – помощник прокурора Центрального района Анна Аббясова, председатель комиссии по делам несовершеннолетних района Елена Ролдугина и начальник ОДН УВД Центрального района Светлана Волкова.
Вызвали представителей семнадцати цыганских семей, чьи дети с начала сентября так и не приступили к учебе. Так называемый цыганский микрорайон территориально привязан к 27-й школе. И нелегкая задача выполнения закона о всеобщем среднем образовании возложена на плечи здешних педагогов. Семьи цыган в основном многодетные. Иной раз бывает так, что, к примеру, из четверых на занятия приходит лишь один.
"Вы можете назвать причину, по которой ваши дети не ходят на занятия?" – обращалась к родителям директор школы Татьяна Карелина. "У нас традиции: закончили 4-5 классов, и хватит, – от лица всего цыганского сообщества с достоинством вещал молодой цыган Василий Казаченко. – Считаем, что три-четыре класса для девочки достаточно. Читать, писать умеет, теперь мы ее должны учить своим традициям. Она должна знать, как люди живут. У нас ведь в 13-14 лет девчонки уже замуж выходят… А насчет сыновей своих я не против – пусть учатся".
По словам завуча школы, цыгане – народ способный, но практически у всех детей задержка психического развития. Двенадцатилетние цыганские дети, садящиеся за парту рядом с первоклашками, – явление рядовое. Проверять уроки и контролировать процесс обучения в цыганских семьях не принято. Неграмотность среди взрослых цыган тоже ни у кого не вызывает удивления. Редко кто из них может написать заявление при поступлении ребенка в школу. Однако руководство, выполняя закон, входит в их положение и ребятишек в школу принимает. Бывает, что цыгане учатся неплохо, успевая на твердые тройки вперемежку с четверками. Был в школе редкий случай, когда девочка-цыганка закончила 9 классов. Правда, и ей пришлось подчиниться традициям. "Образованную" девушку выдали замуж, и семья уехала из города. В классе маленькие представители кочевого народа ведут себя вполне дисциплинированно, поскольку воспитаны в духе уважения к старшим.
Когда члены комиссии пытались выяснить причину непосещения их чадами школьных занятий, молодые цыганские матери стали уверять, что это для них слишком дорого: везде требуют деньги. "Там заплати, тут заплати!" – зычно выкрикивала смуглая красавица в кожаной куртке и длинной юбке. В ушах ее, впрочем, как и у всех присутствующих цыганок, поблескивали крупные золотые серьги. Улыбки молодых родителей тоже сверкали золотом. Известно, что ставить коронки из драгоценного металла у цыган считается признаком хорошего тона, и не всегда вызвано необходимостью. "За годы работы мне пришлось обучать много поколений цыган, – рассказывает учитель русского языка Людмила Квятковская. – Бывает, ребенок в школу не ходит по три года и числится в третьем, к примеру, классе. Мы не вправе отчислить его. Как-то спрашиваю пятнадцатилетнего мальчика, почему в школу не пришел. А он отвечает: "У меня жена рожала…" Это обычный случай. А создаются цыганские семьи более чем своеобразно. Бывает, десятилетнего мальчика женят на пятнадцатилетней цыганке. Жене быть старше мужа не возбраняется. Плохого про ребятишек цыганских сказать не могу. Не припомню, к примеру, ни одного случая воровства в школе среди них. Жалко, конечно, что они так к учебе относятся".
У учителей возникло предложение поднять вопрос о переводе цыганских детей на домашнее обучение. Задержка психического развития могла бы служить для этого веским основанием. Другое предложение – задуматься о создании специализированных цыганских классов, где велось бы обучение с учетом их традиций. Судя по всему, педагоги в этой ситуации оказались крайними, пишет газета "Вольный город". Попали они в некий пресс между законом, предписывающим всем российским гражданам получать среднее образование, и цыганскими традициями. Похоже, традиции пока побеждают.
|