Вчера в Тольятти в киноклубе "Колизей" состоялся показ фильма "Кремень" режиссера Алексея Мизгарева. Картина получила два приза – за лучший сценарий и лучший дебют – на фестивале "Кинотавр-2007". Отметим, что соавтором сценария стал наш земляк, известный теперь драматург Юрий Клавдиев.
Заслуга фильма уже в том, что он не оставляет равнодушным – о нем одинаково много как положительных, так и отрицательных отзывов, и это всегда мысли и эмоции. Ясно одно – фильм не выполняет такую функцию, как развлекательную.
Антон Ремизов (Евгений Антропов) по прозвищу Кремень, родом из Альметьевска, приезжает в Москву после службы в армии, минуя дом. Сначала ему кажется все похожим – те же самые дома, что и в Альметьевске. Однако вскоре он оказывается в другом мире, мире обманутых надежд. Он едет, прежде всего, к девушке, о которой думал во время службы. Зинаида прислала ему свою фотографию по поручению класса, а Антон вбил себе в голову, что это серьезно.
Зинаида стала к тому времени московской студенткой. Она смотрит на молодого человека с ужасом, его выходки кажутся ей дикими. Ее отец, также земляк Антона, имея свое дело в автосервисе, встречает его неприветливо и отказывает ему в приеме на работу. Антон – чужой в этом городе, в котором царит свой закон силы и где "это не гражданка, это Москва".
Столица показана в стиле, близком сюжету фильма – здесь нет ни Красной площади, ни Кремля, ни храма Христа Спасителя, а есть переходы, спальные районы, электрички, времянки гастарбайтеров, бордели в заброшенных общежитиях, трубы заводов. Это другая Москва, не с картинок и не со знакомыми с детства символами.
Другая тема – Москва без москвичей. В фильме всего два "настоящих" жителя столицы – помощник отца Зинаиды в автосервисе и случайно встретившийся в ночное время ментам подвыпивший прохожий, да еще, может быть, однажды появившиеся в кадре подружки Зины – московские студентки. Все остальные герои – "пришельцы" из Альметьевска, Самары, других городов и стран. Это они составляют в фильме население Москвы. Ближе к концу фильма Зинаида говорит Антону: "Кому мы здесь, альметьевские, нужны". Есть повод задуматься всем приезжим.
Персонаж Антона весьма размыт. Это провинциальный парень, который сначала не понимает, почему Зина (Анастасия Безбородова) его игнорирует, и что его разговор с отцом девушки (Сергей Шеховцев) о том, чтобы выдать Зинаиду за него замуж кажется, по меньшей мере, нелепым и смешным. Также он не знает законов города – например, что в переходе не стоит спорить с кавказцами. Так-то оно так, да только складывается впечатление, что режиссер переборщил с этим образом.
"Столкнувшись" с Москвой, Антон было уже решает вернуться домой, в Альметьевск, однако, получив от милиционера на вокзале прикладом и следом – предложение о работе (в виде цитаты из "Брата"), после недолгих раздумий остается. Он вписывается в город и начинает жить по "честным" законам московской милиции. Следующая тема – коррумпированность отечественной правоохранительной системы.
У зрителя возникла мысль, что, когда Антон стал милиционером, он, хлебнув московской жизни, станет бороться с системой, восстанет против сержанта Чахлова (Дмитрий Куличков), который делает все, что захочет. Но этого не происходит.
В надежде, что у него с Зиной все же что-то получится, он возвращает ее отцу машину, которую у того забрали менты за неуплату дани "крыше". Когда это не помогло, он лично подкидывает ему гранату и арестовывает. Поняв, что и это не привело к результату, Антон идет к своему руководству, майору (Карен Бадалов) и доносит на сержанта.
В финале герой все-таки восстает против системы, но это "восстание" – специфическое. Он берет у кавказца в переходе оружие и убивает продажных милиционеров. Но делает это как-то бездушно, как "беспредельщик". Просто взял и пострелял, без раздумий. А ведь еще чуть раньше он не смог убить выходца из Самары, которого ему "заказал" Чахлов.
В конце ему объявят благодарность за разоблачение "банды сутенеров". Он останется в милиции, и будет учить вновь поступивших на службу милиционеров так же, как когда-то давали пример ему – "Помогай мне тебя простить, помогай".
В фильме много стилистических и сюжетных заимствований, к нему много претензий с художественной точки зрения, однако с точки зрения социальной напряженности это находка. Олеся Солнцева, TLTnews.ru
|