Рост цен на продукты питания стал большой проблемой для большинства жителей Тольятти. Решить эту проблему на местном уровне невозможно, но повлиять – можно. Если власти города внимательно отнесутся к нуждам местных производителей.
Журналисты газеты "Тольяттинское обозрение" провели небольшое расследование и выяснили, что сегодня нет нормативных актов, защищающих местных производителей. В результате большинство из них находится на грани закрытия. Например, из 20 заводов Самарской области, производивших майонез, осталось только 4. Из 7 тольяттинских производителей лимонада осталось только 3. И дело здесь не только в отсутствии финансовых и налоговых льгот.
Основной головной болью для местных предприятий является не производство, а сбыт товара. В настоящее время торговые сети фактически диктуют товаропроизводителям свои условия. Чтобы выставить товар на полках, ритейлоры (торговые сети) требуют от производителей выплаты так называемых бонусов, суммы которых зачастую оказываются непосильными для мелких предприятий. "Например, полка в одном магазине сети стоит 200 долларов в месяц", – говорит один из тольяттинских предпринимателей. – и я не уверен, что это единственная плата. Качественный у тебя товар или нет – неважно".
Пищевикам предъявляют такие требования, от которых мелким предприятиям приходится порой просчитывать убытки, несмотря на то, что по качеству их товар не хуже, а иногда и лучше завозных аналогов. В частности, товар должен поставляться самим производителем в строго определенном количестве, европейской упаковке, со штрихкодом и на европаллетах. Также у производителей продукции должно быть в наличии дорогостоящее программное оборудование "склад-магазин", совместимое с ПО продавца. Кроме того, каждый гипермаркет требует, чтобы производитель отпускал ему товар по стоимости ниже, чем закупают конкуренты.
В свою очередь крупные торговые операторы приводят свои аргументы. Многие ритейлоры считают, что присутствие на полке товаров того или иного производителя уменьшает их затраты на рекламу и продвижение.
В ряде регионов России власти пошли навстречу местным производителям и, используя административные и другие ресурсы, повлияли на то, чтобы продукция местных производителей заняла свое место на полках ритейлоров. Что касается Тольятти, то тут власти стараются не вмешиваться в конфликт между операторами розницы и производителями.
|