Мордовия
Курсы валют: USD ЦБ РФ на 30/04: 91,7791 EUR ЦБ РФ на 30/04: 98,0270
Найти на сайте:

Клик по карте
18 (30) января 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения Макара Евсевьевича Евсевьева – первого мордовского ученого-энциклопедиста, имя которого известно не только среди финно-угроведов России, но и за рубежом. Этот талантливый языкове
20.01.14 10:02

18 (30) января 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения Макара Евсевьевича Евсевьева – первого мордовского ученого-энциклопедиста, имя которого известно не только среди финно-угроведов России, но и за рубежом. Этот талантливый языкове


18 (30) января 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения Макара Евсевьевича Евсевьева – первого мордовского ученого-энциклопедиста, имя которого известно не только среди финно-угроведов России, но и за рубежом. Этот талантливый языковед, историк-этнограф внес огромный вклад в развитие мордовской национальной культуры, создал мордовскую письменность.
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится личный фонд ученого, насчитывающий более 350 дел, которые поступили на хранение в 1942 г. Личный фонд ученого – это богатейший материал о его жизни и деятельности.
Будущий просветитель родился 18 (30) января в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии, ныне Ибресинского района Чувашской Республики, в большой семье крестьянина из мордвы Евсея Тихоновича Кабаева (Евсевьев носил фамилию по имени отца, как принято у чувашей) и Ирины Петровны. Жили в постоянной бедности и нужде. Родители привили мальчику любовь к народному творчеству, они хорошо знали и исполняли народные песни, сказки.
С 1872 г. Макар обучается в Шераутском начальном училище. В 1876 г. выдержал испытание в звании учителя начального народного училища. Огромное желание продолжить обучение привело Евсевьева спустя 2 года в Казанскую учительскую семинарию. Директором семинарии был Н.И. Ильминский – ученый-востоковед, лингвист, педагог. Именно он сыграл важную роль в приобщении юноши к мордовской народной словесности, к изучению национальной культуры и переводческой деятельности. Ильминский увидел в семинаристе склонность к исследовательской работе и интерес к гуманитарным наукам. Как преуспевающий в науках Макар Евсевьевич был оставлен преподавателем семинарии.
Одаренный молодой учитель вскоре устанавливает тесные связи с ученым Казанского университета П.Н. Веске, финскими учеными Х. Паасоненом, А. Гейкелем, с академиком А.А. Шахматовым. Они помогают молодому учителю встать на путь просвещения и изучения мордовского народа.
Макар Евсевьевич придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети школ. В письме Х. Паасонену ученый сообщает: «Как видите, в течение последних трех лет во втором классе не окончил ни один мордвин. В последний год учился только один мордвин из села Балдасева, сын лесного объезчика… Сами мордва объясняли, что они не отдают детей в большое училище, потому что там учителя русские, учат по-русски, а их дети не понимают русскую речь…». В связи с этим уже в 1885 г. он берется за составление мордовских – мокшанского и эрзянского букварей, а в 1888 г. – первоначального учебника русского языка для мокши и эрзи. Эти учебники во многом способствовали распространению грамотности среди мордовского народа.
Характерной чертой педагога Евсевьева было постоянное желание совершенствовать свои знания. В декабре 1897 г. он сдает экзамены на звание учителя уездного училища. Через год определяется вольнослушателем историко-филологического факультета Казанского университета.
С конца 80-х гг. XIX в. Евсевьев неоднократно привлекается для участия в научных этнографических экспедициях, организованных для изучения мордвы Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Нижегородской губерний. В личном фонде Евсевьева сохранился «Дневник экспедиции Евсевьева, сопровождавшего финского ученого А.О. Гейкеля по местам расселения мордвы» (1886 г.). Это документ отнесен к уникальным. Накапливая фольклорно-лингвистический опыт, Макар Евсевьевич побывал более чем в 450 мордовских селениях. Участие в экспедициях помогло ему стать тонким знатоком мордвы. Об этом ему писал А.А. Шахматов: «У Вас настолько великолепные знания мордовских языков, что эти знания можно использовать в научных интересах». Академик Шахматов многое сделал для популяризации исследований Евсевьева, по его рекомендации мордовский ученый становится нештатным сотрудником Русского этнографического музея в Петербурге.
Находясь в экспедициях, ученый-этнограф не только собирал и изучал языческие моления мордвы, предметы быта, одежду, но и запечатлевал их на фотоаппарат, проявляя свой талант фотографа. Академик А.А. Шахматов по этому поводу высказывался так в одном из своих писем: «Многоуважаемый Макар Евсевьевич! Вчера получил посылку с интереснейшими фотографиями. Очень полюбил я мордву, и мне приятно было увидеть Ваши прекрасные снимки…».
В 1892-1893 гг. на страницах журнала «Живая старина» появляется первая работа Евсевьева «Описание мордовской свадьбы», за которую ему присуждается серебряная, а затем Малая золотая медаль Русского этнографического общества.
«Мордовская свадьба» занимает особое место в истории мировой фольклористики и этнографии народов. К собиранию материала «Мордовской свадьбы» ученый приступил еще в конце 80-х гг. XIX в. Эта книга богата описаниями быта мордвы и ее обрядов, в ней приводятся полностью свадебные причитания и песни. Кроме того, «Мордовская свадьба» – это высоко-художественное устно-поэтическое произведение. В фонде хранятся рукописные материалы свадебных причитаний и изданные книги.
Евсевьев многое делал для просвещения мордовского народа. Он являлся инициатором создания Мордовского культурно-просветительного общества – первого национального объединения мордовской интеллигенции. На заседании Мордовской секции съезда инородцев Поволжья, состоявшемся в Казани 20 мая 1917 г., председателем общества единогласно был избран Макар Евсевьевич Евсевьев. Первое заседание общества состоялось 21 мая 1917 г. На нем было постановлено напечатать воззвание Мордовского культурно-просветительного общества «на русском языке и на эрзянском и мокшанском наречиях мордовского языка» «для привлечения возможно большего количества лиц интеллигентных и простого народа». Воззвание к мордовскому народу было подготовлено Макаром Евсевьевичем в соавторстве с Ф.Ф. Советкиным. Этот документ отразил взгляды Евсевьева на проблемы и пути просвещения и образования мордовского народа: «Местная мордовская интеллигенция и местные организации должны воспитывать в своем народе любовь ко всему родному. Интеллигенция должна знакомить мордву с ее прошлым, бытом, нравами и читать мордовские произведения, к изданию которых приступило Общество. Во всех школьных библиотеках должны быть книги на мордовском языке…Там, где учителя знают мордовский язык, с этой же осени должны начать преподавание в первом классе на мордовском языке…». Общество активно функционировало до конца 1918 – начала 1919 г. Его деятельность приостановилась в связи с Гражданской войной и неожиданным арестом Евсевьева, освобожденного по настойчивым просьбам А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Д.В. Желтова, Г.К. Ульянова и др. известных советских деятелей.
Макар Евсевьевич организовывал краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке мордовских учителей для начальной школы в Москве, Казани, Самаре, Симбирске, Нижнем Новгороде, Саранске и Саратове, которые работали с 1926 по 1930 гг. В фонде скульптора Эрьзи сохранился уникальный снимок 1926 г., на котором запечатлены представители мордовской интеллигенции скульптор Эрьзя, М.Е. Евсевьев и Ф.Ф. Советкин среди слушателей Первых центральных курсов по переподготовке мордовских учителей в Москве.
В течение 48 лет ученый занимается сбором материала по языку и этнографии и становится крупным специалистом по мордовской филологии, профессором. В архиве хранится рукопись труда «Основы мордовской грамматики», вышедшего в свет в 1929 г. Российский лингвист, профессор Д.В. Бубрих так отозвался об этой книге: «Основы мордовской грамматики» представляют собой явление чрезвычайно отрадное: они являются ярким свидетельством начавшегося национального возрождения мордвы…».
Важной работой Евсевьева-филолога является «Эрзянь-рузонь валкс» («Мордовско-русский словарь»), вышедший в свет в 1931 г. В этом же году 10 мая Макара Евсевьевича не стало.
«Вся моя деятельность, – отмечал педагог, – подчинялась желанию оказывать просветительское влияние на значительную часть мордовского населения». С этой задачей он справился, создав мордовскую грамматику и письменность, воспитав огромное количество педагогов из мордвы, татар, чувашей, удмуртов, которые впоследствии стали крупными общественными деятелями, учеными, поэтами, композиторами. Среди них следующие имена: мордовский писатель Илья Кривошеев, композитор Л.П. Кирюков, ученые-педагоги М.И. Наумкин, Е.В. Скобелев и др.
Память о Евсевьеве увековечена в названии одной из улиц города Саранска в 1957 г. Имя просветителя присвоено 17 марта 1964 г. библиотеке на Светотехстрое, а 29 ноября 1972 г. – Мордовскому государственному педагогическому институту.

Н.Н. Терешина, сотрудник ЦГА Республики Мордовия











Еще новости:

29.04.2024  Алла Пугачева не согласилась с итогами финала шоу «Голос»
29.04.2024  Стас Пьеха признался, что ему пришлось надеть красные стринги для фотосессии
29.04.2024  Певец Стас Михайлов заявил, что в детстве пел шансон заключенному за деньги
29.04.2024  Актриса из «Карнавальной ночи» Зоя Зелинская умерла на 95-м году жизни
29.04.2024  Голая девушка с голубыми волосами прыгнула с моста в Санкт-Петербурге
29.04.2024  В Пермском крае парень открыл стрельбу по шумящим детям
29.04.2024  Растрепанную Пугачеву в пижаме заметили на Кипре с Галкиным*

Возврат к списку