C 1 октября предполетный досмотр пассажиров в России будет осуществляться со снятием верхней одежды, пиджаков, кофт, ремней и обуви. Все снятые предметы одежды и обуви будут подвергаться досмотру с использованием интроскопов, а сами пассажиры могут быть подвергнуты личному досмотру вплоть до снятия одежды.
Специалисты объясняют, что ценой такого дискомфорта пассажиры оплачивают собственную безопасность. Психологи-наблюдатели будут выявлять неадекватно ведущих себя людей. Подозрительных будут направлять в милицию для тщательной проверки, передает Первый канал.
Сергей Горбунов, представитель аэропорта "Домодедово": "Теперь все пассажиры обязаны пройти такой досмотр. Все, что находится на человеке, включая пиджак, верхнюю одежду, ремень, ботинки – все должно досматриваться".
Обеспечение авиационной безопасности также невозможно без внедрения новых технологий идентификации личности пассажиров, приборов для обнаружения взрывных устройств, а также технологий автоматизированного досмотра багажа и грузов. Также активно говорится на авиапредприятиях о необходимости использовать кинологические службы для обнаружения взрывчатых веществ. Некоторые руководители авиапредприятий и служб безопасности в приватных беседах всерьез говорят о возможности введения ограничений перемещения по стране "подозрительных лиц". Правда, и скепсис в речах авиаперевозчиков тоже присутствует. "К сожалению, у нас есть специалисты во всех областях, и наш же спецназ при необходимости может сломить защита любого даже самого строго охраняемого объекта. У террористов подготовка порой не хуже".
Однако официально мы можем лишь говорить о том, что меры, аналогичные тем, что принимаются в аэропортах, должны быть приняты и на других видах транспорта. В Ространснадзоре в этой связи заявили, что проект федерального закона о транспортной безопасности должен быть внесен в Госдуму в ноябре этого года. "Этот закон должен устанавливать общие для всех видов транспорта принципы формирования и функционирования системы транспортной безопасности, а также правила и процедуры обеспечения защиты транспорта от известных и прогнозируемых угроз. В законе должны быть однозначно изложены полномочия и ответственность всех участников системы обеспечения транспортной безопасности и методы координации их деятельности",- говорится в заявлении Ространснадзора.
В столичных аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково вчера, в первый день работы служб безопасности по новым правилам, ситуация была спокойной.
Руководители столичных аэропортов выступили с обращением ко всем гражданам с просьбой отнестись с пониманием к тем требованиям, которые вступили в силу в соответствии с распоряжением Минтранса России "Об усилении мер безопасности". Также они рекомендует пассажирам приезжать по возможности заранее на регистрацию рейса во избежание недоразумений и создания очередей.
Безопасность в аэропортах представляет собой 3-уровневую систему. Первый уровень - это обеспечение безопасности на входах. В зале находятся сотрудники милиции и внутренней службы безопасности аэропорта (САБ). После терактов 24 августа количество сотрудников в этих местах было резко увеличено. В их обязанности входит элементарная проверка документов и наблюдение за поведением пассажиров.
Второй уровень системы называется "канал безопасности". Это рамка, инфраскоп и 4-5 сотрудников САБа и милиции. Пассажира просят снять обувь и верхнюю одежду, при необходимости могут попросить снять и свитер. Все это в отдельных лотках пропускают через инфраскоп, который проверяет вещи на наличие органических веществ (наркотиков, взрывчатых веществ). Все металлические предметы, а также мобильные телефоны, диктофоны, фото- и видеотехнику нужно сложить в лоток. На время этого осмотра пассажиру выдаются бахилы. Он проходит через рамку, которая определяет, не остались ли у досматриваемого металлические предметы. Если рамка "звенит", сотрудник милиции проверяет пассажира ручным металлоискателем конкретно в том месте, где показал прибор. Потом происходит тактильный досмотр человека.
Третий уровень – беседа со специалистом – проходят не все пассажиры, а лишь те, чье поведение или речь вызывает подозрение. Эта проверка проводится в отдельном помещении сотрудниками САБа. Милиция принимает участие в этой процедуре, только если появляется необходимость в проведении допроса. Тогда же приглашаются и понятые. Причем подозрения, которые служат поводом для такой беседы, могут появиться и на начальном уровне проверки, при входе в аэропорт. Там находятся штатные психологи САБа в штатском. Они могут задать человеку простые вопросы и по реакции пассажира сделать вывод о необходимости дополнительной проверки.
Если пассажир благополучно прошел все три уровня - он отправляется на посадку. Вчера, в пятницу, для большинства аэропортов был тяжелый день. В последний рабочий день недели загрузка всегда выше, чем в другие будни. По словам сотрудников аэропорта, время досмотра одного пассажира увеличилось на 2 минуты, передает издание "Российская Газета".
|