Самарская
Курсы валют: USD ЦБ РФ на 21/05: 90,6537 EUR ЦБ РФ на 21/05: 98,5842
Найти на сайте:

Клик по карте
Самарские ученые разработали малоразмерный поршневой двигатель для беспилотников
08.05.23 8:07

Самарские ученые разработали малоразмерный поршневой двигатель для беспилотников

Группой сотрудников кафедры "Теплотехника и тепловые двигатели" Самарского университета им. Королёва (вуза-участника национального проекта "Наука и университеты") под руководством доцента Михаила Орлова, в составе Алексея Горшкалёва, Виктора Урлапкина и Сергея Корнеева разработан проект авиационного поршневого двигателя мощностью 5 л.с. для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В нём использованы проверенные временем, простые, но эффективные решения.

Группой сотрудников кафедры "Теплотехника и тепловые двигатели" Самарского университета им. Королёва (вуза-участника национального проекта "Наука и университеты") под руководством доцента Михаила Орлова, в составе Алексея Горшкалёва, Виктора Урлапкина и Сергея Корнеева разработан проект авиационного поршневого двигателя мощностью 5 л.с. для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В нём использованы проверенные временем, простые, но эффективные решения.

"Наша разработка, прежде всего, отвечает требованиям к двигателю для беспилотника. Простой по конструкции и приспособленный к крупносерийному производству. Легкий, обладающий высокой литровой мощностью и недорогой. Надежный в эксплуатации и устойчивый к внешним электромагнитным воздействиям. В то же время мы предусмотрели высокую ремонтопригодность конструкции и возможность значительного увеличения ресурса, что позволит предложить рынку модификации для наземной бензотехники", – рассказал Михаил Орлов.

Он пояснил, что в диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. двухтактный поршневой двигатель эффективнее четырехтактного и превосходит его по массогабаритным характеристикам. Карбюраторная система питания на двигателе БПЛА предпочтительнее современной системы впрыска топлива, так как более устойчива к внешним электромагнитным воздействиям. Стальная гильза в сочетании с алюминиевым блоком цилиндров – это, с одной стороны, экономия массы, а с другой – ремонтопригодность и упрощение технологии изготовления ключевых комплектующих, определяющих базовые характеристики двигателя.

Теперь разработку Самарского университета им. Королёва необходимо воплотить в металле, чтобы выполнить программу испытаний и доводку, а затем запустить в производство на одном из самарских предприятий. Для этого разработчикам необходим индустриальный партнер, поиск которого сейчас ведется.

"Работы по созданию малоразмерных авиационных поршневых двигателей с диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. сегодня актуальны, как никогда. Конструкторы знают: проектирование летательного аппарата начинается с выбора подходящего двигателя. Но для российских разработчиков БПЛА импортные двигатели этого класса сейчас недоступны либо из-за "заоблачных" цен, либо по причине прекращения поставок в страну. Что касается российских разработок, то в этой нише их сейчас практически нет", – отметил Михаил Орлов.

Руководитель коллектива разработчиков подчеркнул, что на основе базового одноцилиндрового двигателя мощностью в 5 л.с. может быть оперативно создана линейка многоцилиндровых авиадвигателей разной мощности и схем: рядные, оппозитные, V-образные, звездообразные с числом цилиндров от двух до пяти. А увеличив ресурс двигателей за счет дефорсирования, можно при минимуме затрат конвертировать авиационные модификации для легкой мототехники и бытовой бензотехники – мотокультиваторов, мотоблоков, газонокосилок и бензопил. Такой подход открывает перед университетской разработкой хорошие рыночные перспективы.

Авиационный поршневой двигатель мощностью 5 л.с. разрабатывается в Самарском университете в рамках программы "Приоритет-2030". При этом, как сообщил Михаил Орлов, коллектив разработчиков занимается не только разработкой проектов двигателей, но и теоретическими разработками, позволяющими ускорить процесс проектирования и доводки. Кафедра располагает и собственной стендовой базой, позволяющей испытывать двигатели мощностью от 5 л.с. и выше.

"Самарский университет им. Королёва де-факто может и должен стать одним из перспективных центров разработки беспилотников. Все компетенции у нас для этого имеются – есть Центр беспилотных систем, где уже созданы несколько моделей легких БПЛА, и эта тематика может быть расширена. Есть высококвалифицированные специалисты по поршневым двигателям, причем подготовка инженеров по этому направлению не прекращалась с 1942 года. Именно в Самаре в 1982-1983 годах был разработан первый отечественный дистанционно управляемый летательный аппарат "Пчела" и поршневые двигатели для него П-020 и П-032. Сегодня мы готовы продолжить эти традиции", – отметил академик Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва.

TLTnews.ru


Еще новости:

13.05.2024  Самарские ученые создали космический "климат-контроль" для орбитальной лаборатории "Бион-М" №2
06.05.2024  Стартовали испытания прототипа первого в России радиолокационного кубсата
29.04.2024  В "Преображенке-2" построят производственно-складской комплекс металлоизделий
27.04.2024  При развитии территории вокруг кампуса в Самаре будут построены школа и детский сад
25.04.2024  В 2024 году в регионе отремонтируют более 200 км дорог к образовательным учреждениям
24.04.2024  В "Преображенке" запустят производство лодок и катеров
23.04.2024  В Самарской области одобрили реализацию инвестпроектов на 4 миллиарда рублей

Возврат к списку