Руководитель департамента культуры мэрии Тольятти Елена Кузнецова представила свое видение ситуации в Тольяттинском краеведческом музее, с директором которого Еленой Налетовой власти не намерены продлевать контракт.
"Музей – это не предметы на полках, расставленные по годам. Музей – это живая среда, если хотите, атмосфера нашей памяти, которая срастается из многих, порой нематериальных факторов, – рассказала Елена Кузнецова. – Мы приходим в музей не углы посмотреть, а время пережить, ощутить вкус прошлого. И тут должно быть все заточено на эту цель: и коврик у входа, и вешалка, и приветствие вахтера. Яркий пример – музей модерна в Ульяновске, где именно вахтеры задают первый тон. Их движения и одежда продуманы, их реплики прописаны, как роли в театре, они – часть целого впечатления, часть образа. И это – не каприз руководителя, это хорошая грамотная работа. А с чего начинается наш музей? С запаха супа и ценников на матрешках в витринах эстетики 70-х. Нужно ли кафе? Конечно, если его формат органично встраивается в музей. Директор Лувра, например, говорил, что его музей – это "вкус кофе, который выпьет посетитель Лувра". А можете вы представить в краеведческом музее Ставрополя-на-Волге "Макдоналдс"? Вот примерно так же нелепо выглядит в музее истории нашего города рядом с костями мамонта кафе-ресторан".
По мнению руководителя департамента культуры, морально устарело и фойе краеведческого музея. "Сколько лет прошло, а поделки под стеклом как стояли, так и стоят. А ведь искусство экспозиции развивается стремительно: сенсорные экраны, электронные каталоги, цифровые фонды, – отмечает Елена Кузнецова. – И никто не убедит меня, что деньги решают все. Яркая творческая идея и умение ее полюбить – вот самое сложное. И получается, что через детали всегда просвечивает главное. И возникают вопросы: почему целый год не работали помещения, переданные музею для освоения, тогда как город исправно платил налоги? Почему депозитарий, официально открывшийся в октябре, до сих пор не имеет экскурсионных программ и не работает с посетителями? Почему при увеличении выставочной деятельности в 2,5 раза количество посетителей музея из года в год снижается: в 2007-м – 258 тысяч человек, в 2008-м – 187 тысяч, в 2009-м – 176 тысяч, в 2010-м – 153 тысячи человек".
Как пишет "Площадь Свободы", вопросы у руководителя департамента вызывают и факты передачи без договора на несколько лет фондов музея военному училищу. Речь идет о фондах, которые с трудом вернули из расформированного учреждения. Неизвестно, в каком они вернулись состоянии, так как в актах приема-передачи это не фигурирует; соблюдался ли режим хранения фондов на обозначенной территории, тоже не известно.
"И, наконец, почему в музее много месяцев вакантна ставка заместителя директора по науке? Как это возможно в учреждении, где научная работа является приоритетным направлением? – удивляется Кузнецова. – Хочу пояснить, что "уволить" и "не продлить контракт" – не одно и то же, хотя на первый взгляд это вещи одного порядка. В первом случае с человеком категорически расстаются, во втором – возможны новые трудовые предложения, что и произошло в данном случае".
|