Тольяттинский художественный музей приглашает 11 февраля в 15:00 на лекцию "Искусство быстротекущего времени".
Когда говорят "восточное искусство", первое, что вспоминается большинству людей,— это японская гравюра конца XVII - первой половины XIX века. Именно она представляет в глазах европейцев наиболее яркие черты искусства Востока. Красочная и вместе с тем изысканная, экзотическая и понятная по содержанию гравюра впервые привлекла внимание художников и любителей искусства во второй половине XIX столетия.
Японской гравюрой увлекались Тулуз-Лотрек, Мане, Дега, Ван-Гог. Знакомство с ней повлияло на творчество русских и советских художников: Билибина, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Митрохина, Верейского. Сейчас японская гравюра заняла достойное место в ряду значительнейших достижений мирового искусства.
В период своего расцвета японская гравюра не только значительное явление само по себе, но своего рода связующее звено между искусством Востока и Запада, между творчеством средневековья и Нового времени.
Технику гравюры на дереве японцы заимствовали из Китая. Уже в 13 веке в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии – в период Токугава (1603-1868).
В японском искусстве 17-19 веков сложился новый стиль – укиё, наиболее ярко проявившийся в гравюре. Термин "укиё" (дословно – плывущий мир) древен и по происхождению связан с буддийскими представлениями.
В городской культуре периода Токугава словом "укиё" стали обозначать мир удовольствий и развлечений, мир беззаботной жизни и земных радостей. Поэтому главной темой гравюры укиё стали изображения красавиц из так называемых весёлых кварталов.
В жизни японцев этого периода "весёлые кварталы" играли значительную роль, что было связано с особым внутриполитическим положением страны. В рамках полицейского государства, "весёлые кварталы" были местом, где горожанин хоть на время мог почувствовать себя раскованно и независимо. Сюда приходили на представления театра Кабуки, для заключения коммерческих сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились своей красотой, образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер.
TLTnews.ru
|