26 Апреля 2024 года, Пятница | Добавить в избранное | Сделать стартовой | TLTnews-Lite | English version

Тольятти-Новости


20.06.2004 15:03:42 В паспорте Тольятти собрано проектов на 5 миллиардов рублей

В паспорте Тольятти собрано проектов на 5 миллиардов рублейСтоит ожидать, что в самое ближайшее время интерес инвесторов к Тольятти заметно вырастет. Специалисты связывают это с тем, что у города уже практически появился полноценный генеральный план развития, который прошел главное испытание – утверждение в Госстрое России. О том, чем в этом плане интересен Тольятти сегодня и чего стоит ожидать в будущем, «Городские ведомости» попросили рассказать директора Департамента экономики мэрии Владимира Перельштейна.

– Владимир Эрленович, статистика показывает, что объем инвестиций в прошлом году составил более 16 миллиардов рублей. Как оценивать эту цифру? Для Тольятти это много или мало?

– Оценивать эту цифру нужно в динамике. В 2002 году было 14 миллиардов. Но при этом на 2002 год пришелся и основной объем инвестиций по General Motors. То есть мы не только сохранили тот уровень инвестиций, но и превзошли его. Если город и впредь будет развиваться такими темпами, то скоро выйдет на тот уровень, когда объем инвестиций станет ежегодно увеличиваться на 10 процентов, а прирост местного валового продукта составит около 7 процентов.

– То есть можно говорить о том, что Тольятти является очень привлекательным для вложений?

– Вся Самарская область имеет довольно высокий рейтинг среди российских городов по инвестиционной привлекательности и по объему инвестиций и входит в десятку регионов-лидеров. А Тольятти – это основной промышленный потенциал губернии, и инвесторы стремятся попасть сюда всегда, когда приезжают в губернию.

– Какие отрасли привлекают их внимание?

– В первую очередь все, что связано с автопроизводством. За последние два года привлекательность этого направления очень сильно выросла. Это объясняется тем, что на нашей территории появилось совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, для которого выгодно, чтобы компоненты производились в России. На втором месте – торгово-развлекательные и торговые центры. Но в случае с ними следует действовать очень внимательно, смотреть, насколько они нужны городу. Предложений очень много, они поступают практически от всех сетевых представителей. Например, недавно я встречался с МЕТРО – российским представительством немецкой компании Cash&Carry, которая хочет построить у нас супермаркет мелкооптовой торговли. Кроме того, сейчас реализуются проекты в части химической промышленности. Есть большой проект строительства модального терминала в порту, в соответствии с международным договором о транспортном коридоре «север-юг». Так что к городу проявляется довольно обширный интерес.

– Чем вызван интерес к нам компаний, которые заняты в сфере торговли и услуг, ведь Тольятти известен как промышленный город?

– Интерес вызван как раз тем, что мы несколько отстали в этом отношении от других городов. Вместе с тем в Тольятти достаточно высокий покупательный потенциал населения. Если говорить об удельном товарообороте, то мы даже несколько опережаем Санкт-Петербург. За последние два года динамика его роста остается очень стабильной, и, безусловно, это вызывает интерес к городу компаний, которые представляют сетевую торговлю.

– Развитие экономики напрямую зависит от уровня законодательства. Наверное, инвестиционная деятельность здесь не исключение…

– В регионах инвестиционное законодательство появилось одним из первых именно на территории Самарской области. Оно представляет собой целый комплекс инвестиционных процедур, с одной стороны, и инвестиционных льгот, с другой. В частности, по налогу на имущество. Причем если раньше крупные инвесторы, такие как General Motors или Tenneco Automatic, получали по этому налогу пятидесятипроцентную скидку на срок окупаемости проекта, то теперь они на такой же срок полностью освобождаются от его уплаты.

А если говорить исключительно о местной форме поддержки инвестора, то ею является инвестиционный паспорт города. В него заносятся все проекты, имеющие социальную значимость и требующие внимания и участия со стороны властей. Все эти проекты контролируются, за каждым закрепляется куратор. Мы это делаем, чтобы оказать необходимую помощь инвестору, и в первую очередь по преодолению административных барьеров при получении различных разрешений, регистрации и прочее. Местной власти проще решить эти вопросы, чем приезжему инвестору. Но при этом не только город берет на себя ответственность и обязательства помогать инвестору, но и он, в свою очередь, должен соблюдать определенные требования. Раньше часто бывало так: приходил инвестор, заявлял огромные суммы проекта, а получив разрешение на строительство, исчезал на долгое время. Или еще хуже – разрывал котлован, а потом передумывал вести работы и уходил из города. Поэтому мы приняли решение с этого года при предоставлении земли брать у инвесторов обеспечение обязательств в размере 2,5 процента от стоимости проекта. Обязательства представляют собой некую ликвидную ценную бумагу, которую мы можем реализовать в случае необходимости, чтобы устранить тот вред, который нерадивый инвестор может нанести городу. Кстати, когда мы утвердили такой порядок ответственности, неприятные случаи перестали происходить. Сейчас в паспорте собрано проектов на 5 миллиардов рублей, которые уже реализуются, и основной поток инвестиций по ним придется как раз на этот и следующий годы.

– Когда я жила и работала в Ростове, помню, в городе произошла довольно анекдотичная ситуация. Компания ИКЕА, которая собиралась открыть свое представительство на Дону, ознакомившись с местным законодательством и узнав, сколько документов предстоит оформить и сколько инстанций обойти, отказалась тогда от своей идеи и ушла работать в Краснодарский край, где бюрократических проволочек оказалось гораздо меньше.

– Это очень серьезная проблема, и я не могу сказать, что в Тольятти она решена. В этом отношении мы не хуже других городов, но, к сожалению, и не лучше. Всемирный банк реконструкции и развития представил в прошлом году результаты своего исследования, где приведены расчеты, сколько времени нужно затратить, чтобы открыть свое предприятие. Правда, Тольятти в этих расчетах не было, но, судя по представленным данным, наш город находится на среднем российском уровне. Эта проблема не столько городского уровня, сколько связана с государственными инстанциями. С ними зачастую очень сложно договориться, поскольку вся система оформления документов утверждается на федеральном уровне. Хотя решить проблемы частного характера нам под силу, тем более что у нас достаточно представительная комиссия по вопросам инвестиций. Например, у Tenneco Automatic были проблемы, связанные с получением льгот по областному закону об инвестициях. Их юрист не совсем сориентировался в нашем законодательстве и не смог должным образом подготовить всю необходимую документацию. Мы помогли все решить и, кроме того, поговорили с налоговыми органами, чтобы они более лояльно отнеслись к проекту, насколько это позволяет законодательство.

– Не вечно же городу решать вопросы по каждому отдельному инвестору?

– Но пока приходится. Сегодня законодательство позволяет государственным инстанциям на местном уровне даже выдвигать дополнительные требования, подходить к каждой компании субъективно. Да что говорить, это существует еще и в муниципальных органах. В мэрии два года действует рабочая группа по созданию единого окна при оформлении земельных отношений. Мы разработали единую процедуру и единые тарифы, но запустить это очень сложно. Как правило, проблема – в человеческом факторе. Например, приходит человек более-менее обеспеченный – ему выставляют к выполнению много работ, а в случае если обращается пенсионер, – поменьше. То есть у федеральных органов есть определенная свобода действий, которая, с точки зрения законодательства, абсолютно правомочна, но, по сути, это неправильно, так быть не должно.

– Владимир Эрленович, прежде на территории Тольятти размещалось довольно много совместных предприятий, но сейчас на слуху только GM-АвтоВАЗ…

– Их в городе не одно, но действительно со временем стало меньше, некоторые инвесторы ушли из города, другие собираются уходить. Дело в том, что на Западе принято создать бизнес, привезя с собой оборудование и технологии, а потом его продать, заработав деньги еще и на этом. Например, так поступило деревообрабатывающее предприятие «Лада-Мононор», свою долю в котором иностранцы уже продали. Есть ряд компаний, которые находятся в процессе преобразования.

– Тогда получается, что прежние инвесторы уходят из совместного бизнеса, а новые не торопятся его организовывать?

– Сейчас политика иностранных инвесторов изменилась. Они хотят сами делать бизнес. Приезжая сюда, они могут арендовать землю и имущество, могут купить и то и другое, но редко когда делятся им с местными компаниями. Например, та же компания «МЕТРО» никого в партнеры брать не будет.

– Существует мнение, причем довольно известных городских деятелей, что привлечение инвестиций – политика неверная, гораздо больше средств можно привлечь в город, прося поддержки у федерального бюджета, а не выставляя себя богатыми и успешными…

– Тольятти, сколько ни будет прибедняться, никто этому не поверит. Наш рейтинг в части обеспеченности даже немного завышен. Город является донором, и власти привыкли считать, что он сам найдет деньги для своего развития. А для этого как раз и нужны инвестиции. Они ведь идут не только на создание новых технологий, но и на модернизацию производства, привлечение новых технологий. Все это приводит к экономическому росту и, соответственно, росту доходов населения. И в идеале инвестиции должны быть как наши, так и иностранные, потому что город должен интегрировать себя в мировую экономику. Пример с тем же General Motors очень показательный. Пришел он в город – и это сразу же сработало на имидж Тольятти, за ним моментально потянулись другие иностранные компании.

Елена Супонькина, «Городские ведомости»



Лента новостей


06.07.2010 14:00:25 В ФиаБанке начала действовать новая кредитная программа "Кредит на двоих"


06.07.2010 13:45:43 Ребята Тольятти сфотографируют растения из Красной книги


06.07.2010 13:30:40 Неизвестный водитель сбил мужчину на газоне


06.07.2010 13:00:54 МТДЦ "ВЕГА" предлагает торгово-сервисные и офисные площади


06.07.2010 12:19:24 Тольяттинские мини-гольфисты попали во всероссийский рейтинг


06.07.2010 12:00:27 Сервис как приоритетное направление развития


06.07.2010 11:36:53 В Тольятти открываются выставки, посвященные дню семьи, любви и верности


06.07.2010 11:25:47 В трех ночных клубах Тольятти может повториться трагедия "Хромой лошади"


06.07.2010 11:00:15 Награда нашла героя


06.07.2010 10:46:29 В Тольятти два 20-летних водителя не поделили дорогу, устроив аварию


06.07.2010 10:00:22 Туристическая сим-карта в подарок!


06.07.2010 09:41:11 Бойцы без правил сойдутся на ринге в Тольятти


06.07.2010 08:10:02 Собираетесь выкупить земельный участок – сообщите в мэрию Тольятти


05.07.2010 19:50:40 Лето с экстримом


05.07.2010 18:42:44 С начала года в Тольятти произошло 232 пожара


05.07.2010 17:57:25 За последнюю неделю цены на жилье в Тольятти не упали


05.07.2010 17:48:17 ФиаБанк – победитель конкурса "Благотворитель года"


05.07.2010 16:57:06 Два гонщика "Мега-Лады" – в финале чемпионата Европы!




Rambler's Top100
 


Все замечания, пожелания и предложения присылайте по этому адресу. По вопросам размещения рекламы обращайтесь в отдел рекламы. Авторские права на дизайн и всю информацию веб-сайта, подбор и расположение материалов принадлежат ФВС "Партнерство". Все права защищены и охраняются законом, при использовании материалов сервера гиперссылка на ИС "Тольятти-Новости" обязательна.