Многие жители России прекрасно знают продукцию ОАО "АВТОВАЗ", многие владеют автомобилями, произведенными в Тольятти. И, наверняка, практически каждый не раз задавал себе вопрос: "Откуда у автомобилей такие названия?" Вот что рассказали корреспонденту ИС "Тольятти-Новости" в пресс-службе ОАО "АВТОВАЗ".
"Жигули"
В начале 1967 года ФИАТ, занимавшийся вместе с управлением главного конструктора ВАЗа доводкой прототипа, которым являлся ФИАТ-124, обратился к вазовцам с запросом на изображение названия автомобиля для орнамента панели задка: пришла пора заказывать пресс-формы для изготовления орнамента. Как рассказывают Геннадий Алексеевич Ляхов и Лев Иванович Вихко, нынешние ветераны АВТОВАЗа, получив задание руководства, они несколько дней изучали по энциклопедиям и справочникам подобный зарубежный опыт, затем попросили коллег-кузовщиков дать свои письменные предложения.
Мнения большинства конструкторов, хотя и были высказаны независимо, совпадали – "Жигули". Утверждающая подпись на чертеже орнамента принадлежала первому главному конструктору ВАЗа В.С.Соловьеву. Решение по названию автомобиля было одобрено первым генеральным директором завода В.Н.Поляковым и направлено ФИАТу.
В марте 1968 года выпущен уже фиатовский чертеж на орнамент панели задка, в точности повторявший предложенное вазовцами название "Жигули" и его художественное изображение. Милое сердцу и слуху граждан нашей страны имя прочно укрепилось в документах и бытовом лексиконе.
В этот же период по всей стране газета "Советская Россия" проводила конкурс на название для нового автомобиля. 30 августа 1968 года сообщалось, что в редакционной почте с пометкой "на конкурс" читатели предложили имена "Десина" (сокращенно от Детище советского и итальянского народов), "Пато" (Пальмиро Тольятти), "Орленок", "Сокол", "Волжанка", "Волна", "Жигули", "Ильич – 100", "Ленинец", "Столетие", "Гений", "Мечта", "Прогресс", "Радуга", "Валентина", "Жигулевская волна", "Сотая весна", "Гагарин", "Ульяновец", "Венера", "Лунник", "Юбилей-100".
Редакция "Советской России" отметила, что большинство голосов пришлось на следующие названия: "Жигули", "Дружба", "Ленинец", "Волжанка", "Россита", "Юбилейный", "Ласточка", "Искра", "Мечта". Из всех них лидировали "Жигули". Таким образом и автостроители, которые первыми придумали это название, и будущие автовладельцы мыслили в одном направлении и совместно дали имя вазовскому первенцу.
"Лада"
Это название было закреплено за экспортными названиями автомобилей "Жигули". Дело в том, что оригинальное название было сложно в написании, да и смысловое значение слова "Жигули" в ряде языков носило негативный оттенок. Поэтому с 1975 году за рубеж автомобили отправлялись под более нейтральным именем "Лада". Впоследствии так стали называть и автомобили для внутреннего рынка. В марте 2004 года было принято решение о распространении бренда "LADA" на всю автомобильную продукцию ОАО "АВТОВАЗ". Сегодня все автомобили производства ОАО "АВТОВАЗ" обозначаются под маркой LADA. В обозначении модели принято называть сначала марку, а потом имя название семейства. Например: LADA KALINA, LADA 110, LADA PRIORA.
"Нива"
Это название появилось в период проектирования автомобиля. Название напрямую говорит о концепции внедорожника, который создавался как автомобиль для сельчан. Но на испытания первые образцы "Нивы" вышли под именем "Formika" (в переводе с латинского – муравей). Это было сделано в целях традиционной внешней конспирации, которую на первых стадиях разработки автомобиля применяют все мировые производители. Высшему руководству страны автомобиль был представлен именно под именем "Нива".
Сегодня автомобили этого семейства именуются LADA 4х4, поскольку бренд "Нива" согласно соглашению с Дженерал Моторс отошел в распоряжение СП "Джи Эм –АВТОВАЗ".
"Ока"
Это название придумано конструкторами Серпуховского автозавода, откуда собственно и пришла идея такого автомобиля. Стоит отметить, что только благодаря вазовским специалистам "Ока" стала по-настоящему народным автомобилем, который выпускается в Серпухове и поныне.
"Самара"
На самых первых стадиях проектирования автомобиля LADA 2108 ему было дано имя "Спутник". Исходили из того, что тогда это было самое известное в мире русское слово. Однако Внешторг решил, что это название слишком политизированное. И на экспорт автомобиль пошел под названием LADA SAMARA. Затем это название перешло на все семейство и с завершением рестайлинга полностью закрепилось за ним.
"Калина"
Первоначально это было название концептуальных разработок. Название новой модели АВТОВАЗа было официально утверждено и зарегистрировано в 2002 году.
"Приора"
Процесс выбора названия проходил по классической схеме. Первоначально для проекта 2170 было порядка 60 имен. Их смысловая составляющая подразделялась на несколько направлений. Затем из десятков вариантов отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.
Стоит упомянуть и ряд названий концептуальных разработок, которые в свое время демонстрировались на международных автошоу и были отмечены наградами. Это такие разработки как "Рапан", "Карат", "Гном", "Эльф", "Питер-турбо", "Силуэт" и другие.
Имена собственные даны и некоторым мелкосерийным автомобилям на базе вазовской техники. Это такие красноречивые названия как "Тарзан" ("гибрид" LADA NIVA и LADA SAMARA), "Форс" (автомобиль повышенной защищенности на базе LADA NIVA), "Инкас" (автомобиль для инкассаторов на базе минивэна LADA 2120), "Марш" (болотоход на базе LADA NIVA), "Консул" (стретч-лимузин на базе LADA 110), LADA PREMIER (LADA 110, удлиненная по проему задней двери).
TLTnews.ru
|